Новое в законодательстве

Правовой обзор июль 2016

Опубликовано: 08.07.2016

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» .

За несообщение о преступлении террористического характера — уголовная ответственность.
Изменения направлены на создание дополнительных механизмов противодействия террористическим и иным экстремистским проявлениям.
В частности, введена уголовная ответственность за несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности, а также за совершение акта международного терроризма.
Ужесточено наказание за террористический акт, организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем, а также за преступления против госвласти.
Предусмотрена ответственность за пособничество при совершении захвата заложников и организации незаконного вооруженного формирования, а также за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма через Интернет.
Уголовная ответственность за преступления террористической направленности наступает с 14 лет.
К обстоятельствам, отягчающим уголовное наказание, отнесено совершение преступления в условиях вооруженного конфликта или военных действий.
Ряд мер направлен на совершенствование порядка предварительного расследования преступлений террористического характера.
Федеральный закон вступает в силу с 20 июля 2016 г.

 

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. N 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» 

Противодействие терроризму: «пакет Яровой».
Скорректированы отдельные законодательные акты в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности.
В Законе о связи предусмотрено, что операторы связи обязаны хранить на территории России в течение 3 лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных сообщений пользователей услугами связи. Текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения при этом нужно будет хранить 6 месяцев. Данные будут предоставляться органам, осуществляющим ОРД или обеспечивающим безопасность государства.
Организаторы распространения информации в сети Интернет теперь обязаны хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений пользователей сети Интернет и информацию о самих пользователях в течение 1 года, а текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети Интернет — до 6 месяцев. Если организатор распространения информации в сети Интернет использовал дополнительное кодирование электронных сообщений или такая возможность предоставлялась пользователям, то организатор обязан представлять информацию, необходимую для декодирования, в федеральный орган, обеспечивающий безопасность государства.
Установлена административная ответственность операторов связи за несоблюдение порядка идентификации абонентов, а также административная ответственность организаторов распространения информации в сети Интернет за непредоставление информации, необходимой для декодирования.
В Законе о транспортно-экспедиционной деятельности закреплено, что при заключении договора транспортной экспедиции экспедитор обязан проверить достоверность предоставляемой клиентом необходимой информации, после чего отразить ее в договоре. За невыполнение этих обязанностей установлена административная ответственность.

 

Информация МВД России от 30 июня 2016 г. «На официальном сайте Госавтоинспекции опубликованы билеты, по которым с 1 сентября будет приниматься теоретический экзамен» 

С 1 сентября 2016 г. теоретический экзамен на получение права управления ТС будет сдаваться по новым правилам.
С 1 сентября 2016 г. вступает в силу Административный регламент МВД России по предоставлению госуслуги по проведению экзаменов на право управления ТС и выдаче водительских удостоверений.
С этой даты при приеме теоретического экзамена будут использоваться новые комплекты экзаменационных задач (экзаменационные билеты). Новые экзаменационные билеты для категорий «А», «В», «М»и подкатегорий «А1», «В1» опубликованы на сайте Госавтоинспекции.
Кроме того, при сдаче теоретического экзамена кандидатам в водители, допустившим 1 ошибку либо допустившим 2 ошибки в разных тематических блоках комплекта экзаменационных задач, будет предоставляться возможность ответа на дополнительные вопросы.

 

Постановление Правительства РФ от 1 июля 2016 г. N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» 

Привлечение подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капремонту общего имущества в многоквартирном доме: порядок.
На федеральном уровне установлен единый порядок приобретения специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах, услуг и (или) работ по капремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Предусматривается, что региональный оператор проводит закупки товаров, работ, услуг для выполнения своих функций с использованием способов, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.
Утверждено положение о порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капремонту общего имущества в многоквартирных домах. Оно предусматривает проведение закупок по выполнению работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме через электронные аукционы.
Принципами привлечения подрядных организаций являются доступность, безвозмездность и открытость информации о привлечении таких организаций, ее достоверность и полнота; создание равных условий для участников предварительного отбора и участников электронных аукционов; добросовестная конкуренция участников предварительного отбора и участников электронных аукционов; профессионализм заказчика, осуществление им деятельности на профессиональной основе и тд.
Вводится особая процедура — формирование реестра квалифицированных подрядных организаций, отвечающих в полной мере требованиям по выполнению работ (квалификация, опыт, наличие сотрудников), на территории каждого субъекта Федерации.
Установлено, что первый предварительный отбор подрядных организаций проводится в субъекте Российской Федерации не позднее чем через 3 месяца со дня вступления в силу постановления об утверждении положения о порядке привлечения подрядных организаций.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

Уточнены правила предоставления соцподдержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Так, предусмотрены полное гособеспечение и дополнительные гарантии по соцподдержке при получении профобразования и (или) при прохождении профобучения. Речь идет о предоставлении лицам, обучающимся по очной форме по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов и (или) по программам профподготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств регионов (муниципалитетов) бесплатных питания, комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, о выделении жилого помещения, а также о бесплатном оказании медпомощи до завершения обучения.
Данное правило распространяется в т. ч. на лиц в возрасте от 18 до 23 лет, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Предусмотрено наделение уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти функциями по утверждению норм и порядка обеспечения за счет средств соответствующего бюджета бесплатным питанием, комплектом одежды, обуви и мягкого инвентаря несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Нормы и порядок обеспечения за счет средств регионов лиц, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних субъектов Федерации или муниципальных образований, утверждаются законами субъектов и (или) нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти.
Также уточнено понятие «однократно» и установлено, что предусмотренные дополнительные гарантии по соцподдержке не будут предоставляться выпускникам организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускникам организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучавшимся за счет средств федерального бюджета, которым указанные гарантии уже были предоставлены за счет этой организации или иной, где они ранее обучались или воспитывались.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» 

Сельхозземли не должны оставаться в запустении!
Цель поправок — вовлечь в оборот неиспользуемые земли сельхозназначения, а также усовершенствовать порядок изъятия таких земель при их ненадлежащем использовании.
В частности, закреплено, что участки из земель с/х назначения, находящиеся в границах сельских поселений и (или) расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
Государственные и муниципальные земли с/х назначения будут предоставляться в аренду на срок до 5 лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, с/х организациям, участвующим в программах господдержки в сфере развития с/х, для ведения с/х производства или связанной с ним деятельности без проведения торгов. Если в уполномоченный орган поступило несколько заявлений о предоставлении такого участка в аренду, то организуется аукцион.
Согласно поправкам участок с/х назначения, если он не является предметом ипотеки или если в отношении его собственника судом не возбуждено дело о банкротстве, может быть изъят в судебном порядке в следующем случае. Это допускается, если в течение трех и более лет подряд (включая срок освоения участка, который в настоящее время не учитывается) c момента проведения государственного земельного надзора такой участок не используется по своему назначению.
Регламентирована процедура внесения в Единый госреестр недвижимости записи о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на участок сельхозназначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 352-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 

Отменена очередность выдела земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
Скорректирован Закон об обороте земель сельхозназначения.
Отменена норма, согласно которой выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества.
Кроме того, Правительство РФ должно установить порядок определения размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» 

Скорректирован ТК РФ в части предельных уровней соотношения среднемесячной зарплаты руководящего персонала и работников госучреждений и предприятий.
Поправки предусматривают обязательное установление предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты руководителей (их заместителей, главбухов) и работников государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, государственных внебюджетных фондов и территориальных фондов ОМС. Он определяется госорганом, органом местного самоуправления, организацией, реализующими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений и предприятий.
Поправки устанавливают ответственность руководителя организации за несоблюдение предельного уровня соотношения среднемесячной зарплаты его заместителя и (или) главбуха и зарплаты других работников. Данное нарушение является основанием для прекращения с ним трудового договора.
Правительству РФ, региональным и местным органам власти предоставлено право утверждать перечни организаций, на которые указанные предельные уровни не распространяются.
Закреплена обязанность учредителей соответствующих фондов, учреждений, предприятий размещать информацию о среднемесячной (в расчете за год) зарплате вышеуказанных лиц на своих сайтах либо на сайтах самих организаций.
Предельные уровни соотношения, установленные с учетом поправок, применяются с 1 января 2017 г. Предельные уровни соотношения, установленные до вступления в силу изменений, — до 31 декабря 2016 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 

Упрощена процедура предоставления участков из земель сельхозназначения в собственность или аренду без проведения торгов.
Арендаторы участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые надлежаще их используют, вправе приобрести такой участок в собственность или заключить новый договор его аренды без проведения торгов. Однако на практике уполномоченные органы отказывали в этом по причине непредставления арендаторами участков документов, подтверждающих их надлежащее использование.
В связи с этим закреплено, что при решении вопроса о предоставлении таких участков в собственность или в аренду на новый срок следует исходить из факта отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства при использовании арендуемых участков. Соответствующие сведения будут предоставляться по запросам уполномоченных органов территориальными управлениями Россельхознадзора

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации» 

Уточнены полномочия органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля.
Скорректирован ЗК РФ в части полномочий органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля.
Законом об общих принципах организации местного самоуправления в России отдельные вопросы местного значения на территориях сельских поселений, в т. ч. осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, решаются органами местного самоуправления муниципального района. Это возможно, если законом субъекта Федерации указанные вопросы не отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.
Вместе с тем поправки в ЗК РФ, вступившие в силу с 1 января 2015 г., предусматривают осуществление органами местного самоуправления сельских поселений муниципального земельного контроля в отношении расположенных в границах поселений объектов земельных отношений.
Чтобы устранить данное противоречие, внесены соответствующие изменения в ЗК РФ.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 

О распоряжении землями, госсобственность на которые не разграничена.
Скорректирован ЗК РФ.
С 01.03.2015, если на территории городского или сельского поселения утверждены правила землепользования и застройки, то органы местного самоуправления поселения приобретают право распоряжения земельными участками, госсобственность на которые не разграничена. До 01.03.2015 данные полномочия исполнялись органами местного самоуправления муниципальных районов.
Однако поправками к законодательству полномочия сельских поселений в области градостроительной деятельности были переданы на уровень муниципальных районов.
В связи с этим полномочия сельских поселений по распоряжению участками, госсобственность на которые не разграничена, решено вернуть муниципальным районам. При этом в отношении городских поселений данные полномочия сохранены.
Предусмотрено, что исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земель, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земель договора мены, соглашения об установлении сервитута.
Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 331-ФЗ «О внесении изменения в статью 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» 

Внесены поправки в УПК РФ по взысканию компенсации за судебную волокиту при отказе в возбуждении дела.
В УПК РФ уточнены обстоятельства, учитываемые при определении разумного срока досудебного производства. Это необходимо для компенсации пострадавшим, если уголовное дело не было возбуждено или было прекращено в связи с истечением срока давности.
Изменения внесены в целях реализации постановления КС РФ (ноябрь 2014 г.). КС указал, что не может быть отказано в компенсации пострадавшему на том лишь основании, что не было принято процессуальное решение о признании его потерпевшим. При этом суд рекомендовал законодателю уточнить порядок и условия подачи заявлений о присуждении компенсации.
Согласно поправкам при определении разумного срока досудебного производства учитываются, в том числе, своевременность обращения лица, которому причинен вред, с заявлением о преступлении, правовая и фактическая сложность материалов проверки сообщения о преступлении или материалов уголовного дела.
Поправки распространяются на правоотношения, возникшие с 11 ноября 2014 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 330-ФЗ «О внесении изменения в статью 256 Уголовного кодекса Российской Федерации» 

Ужесточена уголовная ответственность за незаконную добычу рыбы и морских котиков.
Согласно поправкам, незаконная добыча водных биоресурсов, если причинен крупный ущерб, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления ресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, наказывается штрафом от 300 до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок. Ранее штраф составлял от 100 до 300 тыс. руб., наказание в виде лишения свободы не предусматривалось.
Незаконную добычу котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или запретных зонах намерены карать аналогичным образом.
За те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, устанавливается штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет, либо лишение свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Ранее предел штрафа составлял 500 тыс. руб., лишения свободы — до 2 лет.
Также закреплен критерий определения крупного и особо крупного ущерба в рамках данного преступления. Первым признается ущерб, превышающий 100 тыс. руб. Вторым — равный 250 тыс. руб. Размер ущерба исчисляется по утвержденным Правительством РФ таксам.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 328-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части конкретизации понятия «состояние опьянения» 

Действующее уголовное законодательство уточнено путем конкретизации понятия «состояние опьянения».
В УК РФ внесены изменения в части конкретизации понятия «состояние опьянения».
Установлено, что лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, новых потенциально опасных психоактивных веществ либо других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности.
Также уточнено, что судья (суд), назначающий наказание, может признать отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением не только алкоголя, наркотических средств и других одурманивающих веществ, а еще и психотропных веществ или их аналогов, а также новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Также в примечания к статье УК РФ, устанавливающей ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, внесено уточнение о том, что лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в т. ч. в случае наличия в организме этого лица помимо наркотических средств и психотропных веществ, также их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 327-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части наделения суда правом соединения уголовных дел в одно производство» 

Суды получили право по ходатайству стороны объединять уголовные дела в одно производство.
Скорректирован УПК РФ.
Поправки наделяют суд правом по ходатайству стороны принять решение о соединении уголовных дел в одно производство. Это возможно при наличии оснований, предусмотренных УПК РФ и возникших после поступления уголовного дела в суд.
Поправки повысят эффективность уголовного судопроизводства, положительно повлияют на сроки расследования уголовных дел, снизят бюджетные расходы.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» 

 

Побои и угроза убийством — административные правонарушения.
Поправки обусловлены декриминализацией таких деяний, как побои, угроза убийством (причинения тяжкого вреда здоровью), злостное уклонение от уплаты алиментов, использование заведомо подложного документа. Ответственность за них включена в КоАП РФ.
При этом следует учесть, что за квалифицированные составы некоторых из декриминализированных деяний уголовная ответственность сохранена. Напр., за повторное нанесение побоев.
Верхний предел стоимости имущества, хищение которого признается административно наказуемым, возрос до 2,5 тыс. руб. Причем ответственность установлена более строгая и дифференцируется по стоимости похищенного.
В Законе об исполнительном производстве прописан порядок исполнения судебного штрафа, назначенного в качестве меры уголовно-правового характера.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» 

За посредничество в коммерческом подкупе введена уголовная ответственность.
Усилена уголовная ответственность за коррупционные преступления.
Так, признаны преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются не самому должностному лицу (лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации), а по его указанию другому физическому или юридическому лицу.
Введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе. При этом ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в нем дифференцирована в зависимости от размера предмета подкупа.
Смягчено наказание за мелкий коммерческий подкуп и мелкое взяточничество (в размере не более 10 тыс. руб.). Однако одновременно предусмотрена повышенная ответственность за повторное совершение данных деяний.
Уточнен круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки.
Также предусмотрены альтернативные виды наказаний за коммерческий подкуп и взяточничество (штраф в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на длительные сроки).

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» 

Госдума согласилась декриминализировать некоторые преступления.
Цель поправок — совершенствование оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности.
Так, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, будет освобождено от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный вред.
Урегулированы вопросы назначения и применения судебного штрафа.
Решено декриминализировать некоторые деяния, ранее относившиеся к преступлениям небольшой тяжести. Речь идет о побоях или иных насильственных действиях, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье, посвященной умышленному причинению легкого вреда здоровью.
Введена уголовная ответственность за нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию. Будут наказывать штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до 240 часов, либо исправительными работами на срок до 6 месяцев, либо арестом на срок до 3 месяцев.
Уточнен порядок назначения наказания за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей. Уголовная ответственность последует, если деяние совершено неоднократно.
Предусмотрено наказание за мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию.
С 2 500 до 5 000 руб. увеличен минимальный размер значительного ущерба, нанесенного в результате кражи.
В УПК РФ прописаны правила производства о назначении меры уголовно-правового характера при освобождении от ответственности. Введены положения о судебном штрафе.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и статью 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» 

Регионы, муниципалитеты и владельцев автодорог обязали утверждать перечни аварийно-опасных участков дорог.
Скорректированы Законы о безопасности дорожного движения и о стандартизации.
Закреплен термин аварийно-опасного участка дороги (места концентрации ДТП). Таковым считается участок дороги (улицы), не превышающий 1 км вне населенного пункта, 200 м — в населенном пункте, либо пересечение дорог (улиц), где в течение отчетного года произошло 3 и более однотипных или 5 и более ДТП независимо от их вида, в результате которых погибли или ранены люди.
Кроме того, теперь региональная и местная власть, а также владельцы автодорог (в т. ч. частных) обязаны утверждать перечни аварийно-опасных участков дорог и разрабатывать первоочередные меры по устранению причин и условий совершения ДТП.
Правительство РФ наделено полномочием устанавливать перечень документов по стандартизации (их частей), обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения в России.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

 

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда» 

Ужесточена ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты.
Внесены изменения в некоторые акты по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения по оплате труда.
Отдельно закреплены нарушения по выплате зарплаты. Так, за невыплату или неполную выплату этих и иных сумм, предоставляемых в рамках трудовых правоотношений, если действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо за установление зарплаты в размере меньшем, чем предусмотрено трудовым законодательством, налагается штраф на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на лиц, занимающихся деятельностью без образования юрлица, — от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; на организации — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Введена прогрессивная шкала увеличения денежной компенсации за задержку выплаты полагающихся сумм.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате зарплаты и других сумм работник вправе обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты средств, в т. ч. в случае неперечисления сумм при увольнении.
Изменилась подсудность дел о восстановлении трудовых прав. Они будут рассматриваться также по месту жительства работника (ранее — по месту нахождения работодателя).
Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.