Сформирован федеральный бюджет на 2019 — 2021 годы
Основные характеристики федерального бюджета на 2019 год определены исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 105 820,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,3 процента (декабрь 2019 года к декабрю 2018 года)
На 2019 год прогнозируется общий объем доходов федерального бюджета в сумме 19,97 трлн рублей, общий объем расходов — в сумме 18,04 трлн рублей (профицит — 1,93 трлн рублей).
Основные характеристики федерального бюджета на 2020 год и на 2021 год определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере соответственно 110 732,0 млрд. рублей и 118 409,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 3,8 процента и 4,0 процента.
На 2020 год прогнозируется общий объем доходов федерального бюджета в сумме 20,22 трлн рублей, расходов в сумме 18,99 трлн рублей (профицит — 1,22 трлн рублей).
На 2021 год объем доходов определен в сумме 20,98 трлн рублей, расходов — в сумме 20,03 трлн рублей (профицит 952 млрд. рублей).
На период 2019 — 2021 годов установлены нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ, включая нормативы зачисления доходов от уплаты акцизов на некоторые виды нефтепродуктов и алкогольной продукции.
Законом предусматривается выделение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ ежегодно в размере около 2 трлн рублей.
В 2019 году размер материнского (семейного) капитала останется на прежнем уровне и составит 453 026,0 рубля.
Размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, определен в сумме 280 009,7 рубля.
Также на 2019 год установлена величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии в размере 8 846,0 рубля.
Коэффициент индексации компенсации и ежемесячного пособия детям, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 6 Указа Президента РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, осуществляющим служебную деятельность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, и членам их семей» на 2019 год установлен в размере 1,043.
Начало действия документа — 01.01.2019.
Приняты поправки в федеральный бюджет 2018 года
Поступления в доходную часть бюджета увеличены с 17,07 до 18,94 трлн руб.
При этом поступление нефтегазовых доходов увеличивается на 1, 58 трлн рублей, ненефтегазовых доходов — на 0,29 трлн рублей.
Общий объем расходов федерального бюджета увеличен на 0,217 трлн руб. и составит 16,80 трлн руб.
Профицит федерального бюджета в 2018 году составит 2,14 трлн руб. (2% ВВП), что на 1,66 трлн руб. больше объема, установленного ранее.
Предполагается, что уровень инфляции в 2018 году не превысит 3,4% (ранее прогнозировалось 2,8%).
Законом предусматривается увеличение объема дотаций, в том числе на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, а также перераспределение бюджетных средств по ряду приоритетных направлений, в том числе будет оказана дополнительная поддержка отечественным автомобилестроителям, осуществлена докапитализация некоторых кредитных организаций для обеспечения кредитования исполнителей гособоронзаказа.
Начало действия документа — 30.11.2018.
Скорректирован порядок представления в налоговые органы бухгалтерской отчетности
В налоговый орган по месту нахождения представляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, у которой отсутствует обязанность ее представления в государственный информационный ресурс в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».
Исключения предусмотрены для случаев, когда организация:
не обязана вести бухгалтерский учет;
является религиозной организацией;
является организацией, представляющей в Банк России годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Закон вступает в силу с 1 января 2020 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах
К числу наиболее важных и заметных поправок, внесенных данным Законом, можно отнести следующие:
в кодексах, а также в некоторых федеральных законах термин «подведомственность» заменен термином «компетенция» применительно к разграничению полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов (также разрешены отдельные спорные проблемы, связанные с определением надлежащего суда для рассмотрения некоторых категорий дел);
термин «место нахождения», использующийся в т.ч. при подаче иска, заявления в суд, заменен термином «адрес»;
уточнена компетенция мирового судьи при рассмотрении гражданских дел (в т.ч. к его компетенции при рассмотрении дел в первой инстанции отнесены дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей);
увеличены размеры судебных штрафов, налагаемых арбитражным судом;
уточнены особенности рассмотрения судом общей юрисдикции, арбитражным судом дел в порядке упрощенного производства, а также арбитражным судом дел приказного производства, апелляционных жалоб на определения арбитражного суда первой инстанции;
пересмотрен порядок подачи кассационных жалобы, представления в Судебную коллегию Верховного Суда РФ, заявления о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
скорректированы требования к лицам, которые могут быть представителями в суде по гражданскому делу;
установлен порядок разрешения вопроса о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенного при рассмотрении дела в соответствующем суде;
уточнены положения ГПК РФ, касающиеся восстановления процессуальных сроков, судебных извещений и вызовов, скорректированы перечень документов, прилагаемых к исковому заявлению, порядок оставления искового заявления без движения, а также введена новая глава, регулирующая примирительные процедуры и мировое соглашение;
установлены порядок рассмотрения апелляционных жалобы, представления, поступивших в суд апелляционной инстанции после рассмотрения дела, срок подачи кассационных жалобы, представления, порядок принятия кассационных жалобы, представления к производству суда, оставления их без движения, обжалования определений суда кассационной инстанции об оставлении кассационных жалобы, представления без движения и о возвращении кассационных жалобы, представления, а также порядок рассмотрения дела кассационным судом общей юрисдикции;
в ГПК РФ включен новый параграф «Производство в судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации»;
в Кодексе административного судопроизводства РФ закреплен порядок рассмотрения и разрешения судами дел о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информацией, распространение которой в РФ запрещено, и о признании информационных материалов экстремистскими;
предусмотрены особенности кассационного производства, связанные с пересмотром вступивших в законную силу судебного приказа, судебного акта по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которым не оканчивается производство по административному делу.
Федеральный закон вступает в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29.07.2018 № 1-ФКЗ.
Подписан федеральный закон об ограничении возврата не проданных в определенный срок продовольственных товаров
Установлено, что хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается, в числе прочего, возмещение расходов, связанных с утилизацией или уничтожением непроданных продовольственных товаров.
Указанным хозяйствующим субъектам также запрещается навязывать контрагенту условия о возврате поставщику продовольственных товаров, таких товаров, срок годности на которые установлен свыше тридцати дней, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ.
Кроме того, они не должны будут заключать между собой договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, на которые срок годности установлен до тридцати дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, если иное допускается или предусмотрено законодательством РФ.
Предусматривается, что условия заключенных договоров поставки продовольственных товаров и иных договоров, регулируемых Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», должны быть приведены в соответствие с внесенными изменениями в течение ста восьмидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Начало действия документа — 09.12.2018.
Отменена административная ответственность за производство и оборот пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1,5 л для экспорта
Административная ответственность предусмотрена лишь за производство, закупку, поставку, хранение и/или перевозку алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) указанного объема, за исключением экспорта.
Начало действия документа — 09.12.2018.
Подписан закон, регулирующий порядок оборота биоэтанола
В частности:
в Федеральном законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» закреплено определение биоэтанола;
из сферы действия данного Федерального закона исключены производство и оборот автомобильного бензина, который производится с добавлением этилового спирта или спиртосодержащей продукции и соответствует техрегламенту Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»;
установлено, что основное технологическое оборудование для производства биоэтанола должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле (программно-аппаратные средства организаций, использующих основное технологическое оборудование для производства биоэтанола, должны обеспечивать прием и передачу информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, автоматических средств измерения и учета концентрации денатурирующих веществ в биоэтаноле);
введен запрет производства биоэтанола обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства других видов этилового спирта (за исключением производства этилового спирта из непищевого сырья);
предусмотрено, что технические условия использования основного технологического оборудования для производства биоэтанола устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
определен порядок лицензирования производства, хранения и поставок биоэтанола (лицензии выдаются отдельно на этиловый спирт (в том числе денатурат, за исключением биоэтанола) и биоэтанол);
уточнены порядок приостановления, возобновления действия и аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Начало действия документа — 28.11.2019 (за исключением отдельных положений)
Лекарственные препараты для медицинского применения исключены из процедур обязательной сертификации и декларирования соответствия
Требования в сфере обращения лекарственных средств теперь не входят в сферу регулирования Федерального закона «О техническом регулировании».
Определен общий порядок ввода в гражданский оборот лекарственных препаратов для медицинского применения. Так, перед вводом в гражданский оборот каждой серии или каждой партии произведенного в РФ лекарственного препарата для медицинского применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов, производитель такого лекарственного препарата представляет в Росздравнадзор документ, подтверждающий качество лекарственного препарата, и подтверждение уполномоченного лица производителя соответствия лекарственного препарата требованиям, установленным при его госрегистрации.
Перед вводом в гражданский оборот каждой серии или каждой партии ввозимого в РФ лекарственного препарата для медицинского применения, за исключением иммунобиологических лекарственных препаратов, организация, осуществляющая ввоз, представляет в Росздравнадзор сертификат производителя лекарственного средства, удостоверяющий соответствие лекарственного препарата требованиям фармакопейной статьи, а в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации, и подтверждение представителя организации, осуществляющей ввоз, соответствия ввозимого лекарственного препарата требованиям, установленным при его госрегистрации.
Ввод в гражданский оборот каждой серии или каждой партии иммунобиологического лекарственного препарата, произведенного в РФ или ввозимого в РФ, осуществляется на основании разрешения, выданного Росздравнадзором, на основании выданного ФГБУ заключения о соответствии серии или партии иммунобиологического лекарственного препарата требованиям, установленным при его госрегистрации. Порядок выдачи разрешения, а также порядок выдачи указанного заключения и размер платы за его выдачу устанавливаются Правительством РФ.
Представление документов и сведений и получение разрешения на ввод иммунобиологического лекарственного препарата в гражданский оборот не потребуется в отношении отдельных категорий лекарственных препаратов, в т.ч. в отношении незарегистрированных лекарственных препаратов, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента.
Установлено, что иммунобиологические лекарственные препараты для иммунопрофилактики (например, вакцины, сыворотки) подлежат вводу в гражданский оборот в порядке, установленном законодательством РФ об обращении лекарственных средств. К полномочиям федеральных органов исполнительной власти отнесена выдача разрешений на ввод в гражданский оборот иммунобиологических лекарственных препаратов.
При выявлении в гражданском обороте серии или партии лекарственного препарата, документы и сведения о которых не представлены в Росздравнадзор, либо серии или партии иммунобиологического лекарственного препарата, не имеющих разрешения на ввод в гражданский оборот, Росздравнадзор в порядке, установленном Правительством РФ, принимает решение о прекращении их гражданского оборота до представления необходимых документов и сведений либо получения разрешения.
Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений. Лекарственные препараты, введенные в гражданский оборот до дня вступления в силу настоящего Закона, подлежат хранению, перевозке, отпуску, реализации, передаче, применению до истечения срока их годности.
Начало действия документа — 29.11.2019 (за исключением отдельных положений).
Снижен минимальный размер взносов на обязательное пенсионное страхование для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
Минимальный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд России для лиц, которые добровольно вступили в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, будет исчисляться исходя из однократной величины минимального размера оплаты труда, а не двукратной его величины, как предусмотрено действующим законодательством.
Также предусматривается внесение изменений, уточняющих порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Исчисление суммы производится плательщиками самостоятельно, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию, и уплачивается не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Начало действия документа — 09.12.2018.
Снижено количество голосов собственников, необходимых для наделения совета дома полномочиями по принятию решения о текущем ремонте общего имущества
Федеральным законом корректируется соотношение количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, необходимых для принятия общим собранием решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
Требуемое количество голосов снижается с «не менее двух третей голосов от общего количества собственников помещений в многоквартирном доме» до «более чем пятидесяти процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме».
Начало действия документа — 09.12.2018.
С 1 января 2021 года для получения субсидий по оплате ЖКУ гражданам не нужно будет доказывать отсутствие задолженности
Согласно внесенным изменениям в Жилищный кодекс РФ, отказ в предоставлении гражданам таких субсидий возможен будет лишь при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
При этом информацию о наличии у граждан такой задолженности региональный орган исполнительной власти или управомоченное им учреждение будет получать из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
Определено также, что законом субъекта РФ может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.
Начало действия документа — 09.12.2018 (за исключением отдельных положений).
Срок деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ продлен до 1 января 2026 года
Согласно действующей редакции Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», срок деятельности Государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее — Фонд) истекает 1 января 2019 года.
Законом на Фонд возлагаются задачи по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, а также обязанности по осуществлению мониторинга реализации региональными операторами деятельности, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Кроме того, уточняется понятие аварийного жилищного фонда посредством отнесения к нему многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными до 1 января 2017 года.
Начало действия документа — 28.11.2018.
Положения о предоставлении земельных участков Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы приведены в соответствие с иными законодательными актами
Речь идет о Федеральном законе от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», который приводится в соответствие с положениями Федеральных законов от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, приведен порядок предоставления указанным лицам в собственность бесплатно земельных участков, а также уточнена терминология указанного Федерального закона № 5-ФЗ.
Начало действия документа — 28.11.2018.
До 1 января 2022 года продлено приостановление действия закона о базовой стоимости необходимого социального набора
Базовая стоимость необходимого социального набора применяется для определения долговой стоимости одного долгового рубля, на основании которой предусматривается восстановление сбережений граждан, размещенных во вклады Сбербанка России до 20 июня 1991 года.
Действие указанного Федерального закона от 04.02.1999 № 21-ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора» приостановлено, как и ранее, в связи с отсутствием финансового обеспечения, а также правового регулирования, предусматривающего механизм перевода гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства государства.
Начало действия документа — 01.01.2019.
Гражданам, состоящим на воинском учете, с их согласия может быть выдана персональная электронная карта
Установлено, что гражданам, состоящим на воинском учете, выдается один из документов воинского учета:
удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
справка взамен военного билета.
Органы, осуществляющие воинский учет, вправе с согласия граждан выдавать им также персональные электронные карты. Персональная электронная карта может содержать персональные данные гражданина, в том числе биометрические, определенные Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
Предусматривается, что сбор, хранение, использование и распространение сведений, содержащихся в документах воинского учета, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Начало действия документа — 09.12.2018.
Для обеспечения приоритета велосипедистов на отдельных улицах в Правила дорожного движения введено понятие «Велосипедная зона»
Установлено, что велосипедная зона — это территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками «Велосипедная зона» (с дублированием этого знака дорожной разметкой) и «Конец велосипедной зоны».
В велосипедной зоне велосипедисты имеют преимущество перед механическими транспортными средствами, а также могут двигаться по всей ширине проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, а пешеходам разрешается переходить проезжую часть в любом месте при условии соблюдения определенных требований ПДД. В велосипедной зоне разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 20 км/ч.
Кроме того, в целях приведения ПДД в соответствие с действующим законодательством:
установлено, что стоянка запрещена в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью, в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан;
определено, что к регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению или собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2016 N 686;
предусмотрено, что водитель транспортного средства, в том числе не осуществляющего международные перевозки товаров, обязан останавливаться и предъявлять уполномоченному должностному лицу таможенных органов транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них для проведения таможенного контроля в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы РФ, а в случае если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях РФ, определенных законодательством РФ о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных новым дорожным знаком «Пункт таможенного контроля», по требованию уполномоченного должностного лица таможенных органов;
вводится новый дорожный знак «Стоянка только транспортных средств дипломатического корпуса» и соответствующее дублирование этого знака дорожной разметкой;
уточнен порядок движения на дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, а также круг лиц, которые имеют право остановки транспортных средств.
В состав подаваемого в ФАС России ходатайства иностранного инвестора о предварительном согласовании сделки будут включаться сведения о каждом из его выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
При подаче ходатайства заявитель должен указать в документе, содержащем сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и лицах, осуществляющих контроль над заявителем, а также о признаках нахождения заявителя под контролем, информацию о каждом из своих выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и лиц, осуществляющих контроль над заявителем, в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 № 1456.
Иностранных инвесторов обязали включать в состав уведомления о совершенных сделках сведения о каждом из своих выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев
Уточнено, что уведомление, составляемое в произвольной форме в ФАС России, должно содержать информацию о каждом из выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и лиц, осуществляющих контроль над заявителем, а также о признаках нахождения заявителя под контролем в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2018 № 1456.
С 1 января 2019 года будет назначаться надбавка к пенсии лицам, проработавшим в сельском хозяйстве не менее 30 лет по профессиям, установленным Правительством РФ
Частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на повышение (в размере 25%) суммы фиксированной выплаты к пенсии по старости (к пенсии по инвалидности) предоставлено указанным лицам на весь период их проживания в сельской местности при соблюдении установленных условий.
Для назначения надбавки Правительством РФ утверждены:
список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты (это в том числе агрономы, бахчеводы, ветеринары, трактористы и т.д.);
правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты.
Размер фиксированной выплаты с 1 января 2019 года установлен в сумме 5334,19 руб. Соответственно размер надбавки в 2019 году составит 1333,55 руб.
Для получения «сельскохозяйственной» надбавки к пенсии необходимо ежегодно подтверждать регистрацию по месту жительства
Пенсионеры, проработавшие в сельской местности не менее 30 лет при соблюдении установленных условий имеют право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Надбавка установлена ч. 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» и составляет 25 процентов от суммы фиксированной выплаты (в 2019 году размер фиксированной выплаты составляет 5334,19 руб.).
Правительство РФ утвердило правила установления и выплаты данной надбавки.
Так, например, исчисление стажа работы в сельском хозяйстве осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. № 1440.
При отнесении местности к сельской применяется раздел «Сельские населенные пункты» Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления (ОКАТО).
Место фактического проживания гражданина РФ в сельской местности, за исключением установленного случая, подтверждается его личным заявлением, которое ежегодно подается в территориальный орган ПФР или многофункциональный центр.
Ежегодное подтверждение места фактического проживания в сельской местности не требуется в случае выбора пенсионером доставки страховой пенсии организацией почтовой связи или иной организацией, занимающейся доставкой страховой пенсии.
Установлены требования к кредитным организациям, работающим в Крыму и Севастополе, в которых может быть открыт специальный счет для проведения капремонта
Указывается, что специальные счета, открытие которых осуществляется на территории субъектов РФ — Республики Крым и г. Севастополя, могут быть открыты в российских организациях, осуществляющих свою деятельность на территориях этих субъектов РФ, соответствующих на день открытия счета следующим требованиям:
наличие кредитного рейтинга не ниже уровня «A(RU)» по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства АКРА (АО) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня «ruA» по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА»;
размер собственных средств (капитала) не менее 25 млрд. рублей по имеющейся в Банке России информации на день открытия специального счета.
Начало действия документа — 12.12.2018.
Роструд не будет проверять соблюдение осуществляющими медицинскую деятельность организациями и ИП безопасных условий труда
В Положении о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности уточнено, что государственный контроль осуществляется путем проведения проверок Росздравнадзором соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению).
Ранее в Положении наряду с вышеуказанными проверками предусматривалось проведение проверок Рострудом соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и ИП безопасных условий труда.
Начало действия документа — 11.12.2018.
Иностранные организации будут информировать ФАС России о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах
Информация включает в себя сведения о каждом из выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и контролирующих лиц, а также сведения об основаниях отнесения лица к выгодоприобретателю, бенефициарному владельцу и контролирующему лицу.
Заявитель представляет информацию в виде документа, составленного на русском языке в произвольной форме:
в составе ходатайства о предварительном согласовании сделки (иного действия) или ходатайства о согласовании установления контроля в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 838;
в составе уведомления о совершении сделки (иного действия) в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.10.2008 № 795.
Информация представляется не позднее чем за 30 дней до предполагаемой даты совершения сделки, за исключением случая, когда информация представляется в составе уведомления о совершении сделки в срок, установленный Правилами № 795.
Уточнен состав данных, предоставляемых Росприроднадзором и региональными органами власти в фонд данных государственного экологического мониторинга
Определено, что Росприроднадзор и указанные органы власти предоставляют информацию о результатах государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, сведения о которых включены в соответствующий федеральный и региональный государственные реестры соответственно.
Ранее в перечне передаваемых данных также значились результаты федерального и регионального экологического надзора и производственного контроля в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих такому надзору.
Начало действия документа — 01.01.2019.
Уточнены полномочия территориальных (муниципальных) комиссий по делам несовершеннолетних
Указанные комиссии теперь только согласовывают представления (заключения) администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды, о продлении/прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении и т.п.
Ранее в их полномочия входило внесение в суды указанных представлений совместно с администрацией таких учреждений.
Уточнено также, что комиссии осуществляют оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних только с их согласия.
Начало действия документа — 11.12.2018.
Установлены особенности осуществления проверок в рамках государственного энергетического надзора с применением риск-ориентированного подхода
В целях применения при осуществлении государственного надзора риск-ориентированного подхода субъекты электроэнергетики, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители электрической энергии подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Отнесение субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии к определенной категории риска осуществляется на основании критерия тяжести негативных последствий несоблюдения обязательных требований.
Проведение плановых проверок в отношении субъектов электроэнергетики, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей электрической энергии в зависимости от присвоенной им определенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска — не чаще одного раза в 1 год;
для категории значительного риска — не чаще одного раза в 2 года;
для категории среднего риска — не чаще одного раза в 3 года;
для категории умеренного риска — не чаще одного раза в 5 лет.
Начало действия документа — 30.11.2018 (за исключением отдельных положений).
С 1 января 2019 года предельная база для уплаты страховых взносов составит: на социальное страхование — 865 000 рублей, на пенсионное страхование — 1 150 000 рублей
Правительством РФ утверждено постановление об индексации с 1 января 2019 года базы для исчисления страховых взносов лицами, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ):
— на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — в 1,061 раза (предельная величина базы составит 865 000 рублей нарастающим итогом с начала года);
— на ОПС — с учетом повышающего коэффициента в размере 2,1 (1 150 000 рублей нарастающим итогом с начала года).
Начало действия документа — 01.01.2019.
Отменена обязательная установка на транспортных средствах с шиповаными шинами опознавательного знака «Шипы»
Кроме того:
внесены поправки в части нераспространения требований ряда знаков на транспортные средства, управляемые инвалидами, перевозящие инвалидов или детей-инвалидов;
предусмотрена необходимость для водителя вместо страхового полиса ОСАГО иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников полиции распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа;
уточнены действия водителя, в случае если в результате совершенного дорожно-транспортного происшествия причинен вред только имуществу;
предусмотрено, что к пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках как с двигателем, так и без него.
Начало действия документа — 08.12.2018.
Новые разъяснения судебной практики по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда: на что обращать внимание судам?
Настоящее постановление заменяет неактуальные Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 05.12.1986 № 16 «О практике применения судами уголовного законодательства, направленного на охрану безопасных условий труда и безопасности горных, строительных и иных работ», разъясняющее соответствующие положения УК РСФСР, а также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.1991 № 1 «О судебной практике по делам о нарушениях правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ».
Постановление включает в себя, в частности, следующие выводы:
статьями УК РФ 143 «Нарушение требований охраны труда», 216 «Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ» и 217 «Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрена ответственность за нарушение требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, которое выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении лицом обязанностей, установленных в нормативных правовых актах, и повлекло наступление предусмотренных указанными статьями последствий;
потерпевшими по уголовным делам о преступлении, предусмотренном статьей 143 УК РФ, могут быть не только работники, с которыми заключены трудовые договоры, но и те лица, с которыми эти договоры не заключались либо не были оформлены надлежащим образом, но они приступили к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя (к иным лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, относятся лица, указанные в статье 227 ТК РФ, например получающие образование в соответствии с ученическим договором);
субъектами преступления по статье 143 УК РФ могут быть руководители организаций, их заместители, главные специалисты, руководители структурных подразделений организаций, специалисты службы охраны труда и иные лица, на которых в установленном законом порядке (в том числе в силу их служебного положения или по специальному распоряжению) возложены обязанности по обеспечению соблюдения требований охраны труда;
в ходе рассмотрения каждого дела о преступлении, предусмотренном статьями 143, 216 или 217 УК РФ, подлежит установлению и доказыванию не только факт нарушения специальных правил, но и наличие или отсутствие причинной связи между этим нарушением и наступившими последствиями, что должно быть обосновано в судебном решении;
если требования охраны труда, правила безопасности при ведении горных или иных работ, а равно правила промышленной безопасности опасных производственных объектов были нарушены двумя или более лицами, обладающими признаками субъекта преступления, предусмотренного статьями 143, 216 или 217 УК РФ, то содеянное каждым из них влечет уголовную ответственность по данным нормам при условии, что допущенные ими нарушения специальных правил находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названных статьях УК РФ;
ответственность по статьям 216 и 217 УК РФ могут нести как работники организации, в которой произошел несчастный случай, так и другие лица, постоянная или временная деятельность которых связана с выполнением строительных или иных работ либо с опасным производством, обязанные соблюдать соответствующие правила и требования;
по уголовным делам о нарушениях специальных правил наряду с другими доказательствами могут быть исследованы материалы расследования несчастного случая (акт о несчастном случае на производстве и др.), а также заключение и другие материалы расследования несчастного случая, проведенного государственными инспекторами труда и иными должностными лицами контролирующих органов (в необходимых случаях для установления причин несчастного случая и разрешения иных вопросов, требующих специальных знаний, назначается судебная экспертиза);
по делам данной категории суды должны обращать особое внимание на необходимость установления причин производственного травматизма, профзаболеваний, а также на способствующие этому условия и принимать предусмотренные законом меры к их устранению.
Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения судами в 2015 — 2018 годах споров, связанных с материальной ответственностью работников
В обзоре содержатся, в частности, следующие выводы из материалов судебной практики:
годичный срок для обращения работодателя в суд с иском о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, исчисляется со дня обнаружения такого ущерба;
пропуск работодателем без уважительных причин срока обращения в суд, о применении которого заявлено работником, является основанием для отказа судом работодателю в иске о привлечении работника к материальной ответственности;
обязанность работника возместить причиненный работодателю ущерб, в том числе в случае заключения между ними соглашения о добровольном возмещении материального ущерба, возникает в связи с трудовыми отношениями, поэтому к этим отношениям подлежат применению нормы ТК РФ, регулирующие материальную ответственность сторон трудового договора;
обстоятельства причинения материального ущерба работодателю преступными действиями одного из работников, установленные приговором суда, имеют существенное значение для разрешения спора о правомерности возложения на других работников обязанности по возмещению этого ущерба работодателю;
до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку, истребовать от работника (бывшего работника) письменное объяснение для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения, бремя доказывания соблюдения порядка привлечения работника к материальной ответственности законом возложено на работодателя;
правила, установленные ТК РФ о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, применяются судом при рассмотрении требований о взыскании с работника причиненного работодателю ущерба не только по заявлению работника, но и по инициативе суда, снижение размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, не производится, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях;
работодатель при разрешении спора о возмещении причиненного ему работником материального ущерба в полном размере обязан доказать наличие оснований для возложения на работника материальной ответственности в полном размере причиненного ущерба, необходимым условием привлечения работника к материальной ответственности является наличие у работодателя ущерба, который должен быть подтвержден доказательствами, отвечающими требованиям закона;
в случае возникновения ущерба у работодателя вследствие непреодолимой силы материальная ответственность работника исключается;
невыполнение требований законодательства о порядке и условиях заключения и исполнения договора о полной индивидуальной материальной ответственности может служить основанием для освобождения работника от обязанности возместить ущерб в полном размере, превышающем средний месячный заработок;
включение в трудовые договоры работников условия о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности не освобождает работодателя, предъявившего требование о возложении на работников такой ответственности, от обязанности доказать наличие оснований для заключения с этими работниками договора о коллективной (бригадной) материальной ответственности и соблюдение порядка его заключения;
возможность включения в трудовой договор условий, обязывающих работника возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения определенного трудовым договором срока, предусмотрена ТК РФ и не снижает уровень гарантий работника по сравнению с установленными трудовым законодательством;
командировочные расходы работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, не включаются в затраты, понесенные работодателем на обучение работника, и не подлежат возмещению работником работодателю в случае увольнения работника без уважительных причин до истечения срока, обусловленного соглашением об обучении;
дела по спорам о материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю, не относятся к подсудности мирового судьи;
условие трудового договора о подсудности споров между сторонами трудового договора о взыскании с работника материального ущерба по месту нахождения работодателя не подлежит применению как снижающее уровень гарантий работников.
Величина прожиточного минимума за III квартал 2018 года выросла в отношении взрослых и уменьшилась в отношении детей
По согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России величина прожиточного минимума в целом по РФ за III квартал 2018 года установлена на душу населения в размере 10451 рубля, для трудоспособного населения — 11310 рублей, пенсионеров — 8615 рублей, детей — 10302 рублей.
Таким образом, величина ПМ за рассматриваемый период по сравнению со II кварталом 2018 года увеличилась: на душу населения — на 0,1 процента, для трудоспособного населения — на 0,3 процента, для пенсионеров — на 0,4 процента, при этом для детей уменьшилась на 0,8 процента.
Начало действия документа — 11.12.2018.
Уточнены периоды деятельности членов общин малочисленных народов для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности
Согласно внесенным поправкам в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды деятельности членов родовой, семейной общины малочисленных народов Севера, а теперь также Сибири и Дальнего Востока, до 1 января 2001 года и после 1 января 2003 года, за которые уплачены платежи на социальное страхование.
Начало действия документа — 09.12.2018.
Между Россией и Кубой заключено соглашение об увеличении срока безвизового режима до 90 дней
Соглашение было заключено 22 мая 2018 года в Москве и предусматривает, что граждане РФ, являющиеся владельцами действительных паспортов, могут въезжать, выезжать, следовать транзитом и пребывать на Кубе без виз до 90 календарных дней в течение каждого периода в 180 дней, считая с даты первого въезда.
Граждане, намеревающиеся пребывать или проживать на Кубе более 90 календарных дней или осуществлять там трудовую или коммерческую деятельность, должны получить соответствующую визу.
Во время пребывания на Кубе граждане обязаны соблюдать законы и правила этого государства, в том числе касающиеся требований таможенного, пограничного и миграционного режимов, финансового обеспечения поездок, правил учета, передвижения и продления срока пребывания.
Соглашение заключено на неопределенный срок и действует до истечения 90 календарных дней с даты письменного уведомления по дипломатическим каналам одной стороной другой стороны о ее намерении прекратить действие соглашения.
Начало действия документа — 21.12.2018.
Региональное законодательство
Закон Тверской области от 09.11.2018 № 53-ЗО Признана утратившей силу статья Закона, устанавливающая правила использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
Закон Тверской области от 09.11.2018 № 50-ЗО В частности, в Законе закреплены нормы, разъясняющие вопросы зонирования особо охраняемых природных территорий регионального значения. Установлено, что в границах природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения могут выделяться различные функциональные зоны в соответствии с законодательством. Разъяснено, что к полномочиям Губернатора Тверской области в сфере обеспечения охраны природных парков и памятников природы относится принятие решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения. Разъяснено также, что к полномочиям исполнительных органов государственной власти Тверской области в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий относятся: принятие решений о создании, реорганизации, установлении границ, утверждении описания границ и упразднении особо охраняемых природных территорий регионального значения; обеспечение проведения комплексного экологического обследования особо охраняемой природной территории регионального значения; утверждение формы положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения (формы паспорта памятника природы регионального значения); определение требований к содержанию и оформлению материалов комплексного экологического обследования территорий и комплексного экологического обследования особо охраняемых природных территорий регионального значения в Тверской области. Установлен порядок посещения особо охраняемых природных территорий. Определено, что посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны. Физические лица, не проживающие в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, могут посещать такие территории бесплатно или за плату. Порядок определения указанной платы, а также случаи освобождения от взимания платы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Также разъяснены статус особо охраняемых природных территорий регионального значения, созданных (признанные таковыми) до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», и вопросы реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения. |
Закон Тверской области от 09.11.2018 № 49-ЗО Определено, что муниципальные комиссии наряду с проведением индивидуальной профилактической работы вправе принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в отдельных нормах Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения. |
Закон Тверской области от 09.11.2018 № 55-ЗО «О внесении изменения в статью 14 Закона Тверской области «О нормативных правовых актах Тверской области»Установлено, что тексты нормативных правовых актов Тверской области, включенные в электронном виде в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, доступ к которому обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф), являются официальными.
|
Закон Тверской области от 26.11.2018 № 57-ЗО «О внесении изменений в Закон Тверской области «О транспортном налоге в Тверской области»С 1-го числа очередного налогового периода по транспортному налогу ставки транспортного налога для легковые автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно возрастают с 45 рублей до 75 рублей; для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) — с 90 рублей до 150 рублей. С этого же периода признаются утратившими силу нормы, согласно которым отдельные налогоплательщики — юридические лица уплачивают налог в размере 30 процентов от суммы налога, исчисленного по установленным ставкам. В частности, к ним отнесены юридические лица, осуществляющие деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (кроме маршрутных такси) (код по ОКВЭД 49.31.21). |
Постановление Правительства Тверской области от 26.11.2018 № 335-пп Изменения внесены в Постановление Правительства Тверской области «Об утверждении региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2016 — 2018 годы». Общая сумма финансирования программы сократилась с 1173258346,89 рубля до 1170076194,76 рубля. В новой редакции изложен перечень аварийных многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках региональной программы «Адресная программа Тверской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2016 — 2018 годы».
|
Постановление Правительства Тверской области от 26.11.2018 № 332-пп «О внесении изменений в Постановление Правительства Тверской области от 03.11.2015 N 505-пп»Изменения внесены в государственную программу Тверской области «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика Тверской области» на 2016 — 2021 годы. Объем финансирования программы на 2018 год увеличился с 1165206,3 тыс. рублей до 1234084,4 тыс. рублей. Также изменения затронули Порядок предоставления и распределения из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденный в рамках программы. Разъяснено, что муниципальные образования по решению комиссии, образуемой с целью проведения процедуры отбора, вправе использовать экономию бюджетных средств, сложившуюся в результате процедур закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: в целях софинансирования новых мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований в рамках действующего проекта, предусмотренного муниципальной программой; в целях включения в муниципальную программу новых мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе проектов. Перераспределение экономии бюджетных средств осуществляется в рамках проведения общественных обсуждений при условии подготовки проектной документации на новые мероприятия по благоустройству территорий муниципальных образований (в случае необходимости) и включения данных мероприятий в муниципальную программу при внесении в нее соответствующих изменений в установленном порядке и сохранении общих объемов финансирования из областного бюджета Тверской области. В новой редакции изложены характеристика программы и характеристика ее основных показателей.
|