Новое в законодательстве

Обзор изменений законодательства

Опубликовано: 24.01.2020

Конституционным Судом РФ проверена конституционность положения статьи 54 ГПК РФ, согласно которой представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия, однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.01.2020 № 3-П признаны не противоречащими Конституции РФ положение статьи 54 ГПК РФ во взаимосвязи с положением части третьей статьи 284 данного Кодекса, поскольку — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — оно не предполагает возможности отказа суда в рассмотрении по существу жалоб адвоката, направленных на оспаривание решения суда о признании гражданина недееспособным и поданных адвокатом, действующим на основании ордера, по мотиву отсутствия у адвоката выданной этим гражданином доверенности, специально оговаривающей его полномочие на обжалование судебного постановления, если из конкретных обстоятельств следует, что адвокат действует в интересах и по воле этого гражданина.

Таким образом, адвокат, действующий на основании ордера в интересах лица, признанного судом недееспособным, имеет право на обжалование принятого решения даже в случае отсутствия у него доверенности.

 

2) Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Данными изменениями законодательства установлены дополнительные меры поддержки граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда.

В частности, вводится требование о включении в размер возмещения за изымаемое жилое помещение рыночной стоимости земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Предусматривается возможность расходования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, средств региональных и местных бюджетов на приобретение жилых помещений, строительство домов, выплату гражданам возмещения, предоставление субсидии гражданам на приобретение (строительство) жилых помещений, а также застройщикам, реализующим проекты по развитию застроенных территорий или комплексному развитию территорий.

 

3) Ужесточена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера.

Статья 17.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ дополнена частью 2.1, речь в которой идет о требованиях, не исполненных в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, и связанных:

— с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений;

— с соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию;

— с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В зависимости от субъекта правонарушения устанавливаются дифференцированные размеры штрафа (от 200 тысяч рублей до 3 миллионов рублей), при этом в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц допускается приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

4) Внесены изменения в законодательство об исполнительном производстве

Федеральным законом от 02.12.2019 № 402-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определен порядок осуществления исполнительного производства, возбужденного на основании решения государственного инспектора труда о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате причитающихся работнику заработной платы и других выплат.

Указанные решения отнесены к исполнительным документам, в связи с чем указанным Федеральным законом регулируются особенности их исполнения.

Установлено, что одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем запрашиваются у банков и иных кредитных организаций сведения о счетах должника, о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

При наличии необходимой информации судебный пристав-исполнитель по истечении срока для добровольного исполнения выносит постановление, содержащее требование о взыскании денежных средств с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, и не позднее дня, следующего за днем вынесения, направляет его в соответствующий банк или иную кредитную организацию, которыми незамедлительно производится перечисление денежных средств со счетов должника на указанный в постановлении счет взыскателя.

Исполнительное производство по исполнению решения о принудительном исполнении подлежит окончанию в случаях:

— перечисления взыскателю денежных средств в полном объеме;

— отсутствия в течение двух месяцев с момента возбуждения исполнительного производства на счетах работодателя денежных средств, достаточных для исполнения решения о принудительном исполнении, за счет которых частично или в полном объеме могут быть удовлетворены требования взыскателя.

Федеральный закон вступил в силу 13.12.2019.

 

5) Внесены изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Федеральным законом от 27.12.2019 № 510-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Согласно изменениям в каждом субъекте Российской Федерации будет действовать межведомственная комиссия по вопросам организации отдыха и оздоровления детей, которая создается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В состав комиссии включаются представители законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственный надзор в сфере образования, представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный пожарный надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а также обеспечивающих безопасность людей на водных объектах, представители органов местного самоуправления, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, и утверждается регламент ее деятельности.

По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в состав комиссии могут включаться представители общественных объединений.

К полномочиям комиссии относятся:

содействие координации деятельности органов, организаций и уполномоченных лиц;

выезд к месту фактического оказания услуг по организации отдыха и оздоровления детей в случае предоставления членами межведомственной комиссии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей информации о предоставлении таких услуг организацией, не включенной в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, а также информации, свидетельствующей о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей; 

проведение информационно-разъяснительной работы с руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе в форме ежегодных семинаров; 

мониторинг состояния ситуации в сфере организации отдыха и оздоровления детей в субъекте Российской Федерации; 

анализ результатов мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей за летний период и по итогам календарного года; 

разработка мероприятий, программ и предложений по повышению эффективности организации отдыха и оздоровления детей; 

информирование населения о результатах своей деятельности, в том числе путем размещения информации на официальном сайте высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в сети «Интернет». 

Изменения вступили в силу с 08.01.2020.

 

6) Установлена ответственность за незаконную реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия

Федеральным законом от 27.12.2019 № 493-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который дополнен новой статьей 14.4.3, предусматривающей ответственность за незаконную реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия. 

Так, реализация неуполномоченными лицами билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия (за исключением однократной продажи гражданином приобретенных им для использования в личных целях билета, абонемента или экскурсионной путевки по цене, не превышающей цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полуторакратной до двукратной цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке, явившихся предметом административного правонарушения; на должностных лиц — от двукратной до трехкратной цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке, явившихся предметом административного правонарушения; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехкратной до пятикратной цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке, явившихся предметом административного правонарушения; на юридических лиц — от трехкратной до пятикратной цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке, явившихся предметом административного правонарушения.

Реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия по цене, превышающей цену, указанную в билете, абонементе или экскурсионной путевке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полуторакратной до двукратной цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке, явившихся предметом административного правонарушения; на должностных лиц — от двукратной до трехкратной цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке, явившихся предметом административного правонарушения; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехкратной до пятикратной цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке, явившихся предметом административного правонарушения; на юридических лиц — от трехкратной до пятикратной цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке, явившихся предметом административного правонарушения. 

Реализация билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые государственными и муниципальными организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия с оказанием покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки сопутствующих услуг, общая стоимость которых составляет 10 и более процентов цены, указанной в приобретенных билете, абонементе или экскурсионной путевке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от полуторакратной до двукратной цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке, явившихся предметом административного правонарушения; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двукратной до трехкратной цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке, явившихся предметом административного правонарушения; на юридических лиц — от двукратной до трехкратной цены, указанной в билете, абонементе или экскурсионной путевке, явившихся предметом административного правонарушения. 

Изменения вступили в силу с 13.01.2020.

 

7) Изменен круг лиц, имеющих право на получение единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат в случае смерти застрахованного лица

С 02.12.2019 вступил в силу Федеральный закон от 02.12.2019 № 413-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», касающийся круга лиц, имеющих право на получение единовременной и (или) ежемесячной страховых выплат в случае смерти застрахованного лица.

Так, в случае смерти застрахованного лица в результате наступления страхового случая единовременная и ежемесячные страховые выплаты предоставляются детям умершего, не достигшим возраста 18 лет, а также его детям, обучающимся по очной форме обучения, — до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. 

Право на единовременную страховую выплату имеют родители, супруг (супруга) умершего; нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания; другой член семьи умершего независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе.

Право на ежемесячные страховые выплаты предоставлено ребенку умершего, родившемуся после его смерти; одному из родителей, супругу (супруге) либо другому члену семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения медико-социальной экспертизы или медицинской организации признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе; иным нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждивении умершего или имевшим ко дню его смерти право на получение от него содержания, а также лицам, состоявшим на иждивении умершего, ставшим нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

При этом один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи застрахованного, неработающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение ежемесячных страховых выплат и после окончания ухода за этими лицами.

Действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019, за исключением случаев, когда единовременная страховая выплата произведена лицам, имевшим право на ее получение.

 

8) Введены в оборот электронные трудовые книжки

С 1 января 2020 года вступил в действие Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ, которым внесены изменения в Трудовой кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ дополнен статьей 66.1, которая регламентирует вопросы, связанные со сведениями о трудовой деятельности.

Установлено, что с нового года появится альтернатива бумажной трудовой книжке. 

Работодатели до 30 июня 2020 года включительно должны будут уведомить каждого работника в письменной форме об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления сделать выбор между продолжением ведения работодателем трудовой книжки в бумажном или электронном виде. А каждый работник по 31 декабря 2020 года включительно должен направить работодателю данное заявление.

Информация о поданном работником заявлении включается в сведения о трудовой деятельности, представляемые работодателем для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации. В случае, если работник не подал работодателю ни одного из указанных заявлений, работодатель продолжает вести его трудовую книжку в бумажном виде.

При выборе электронного варианта работодатель выдает трудовую книжку на руки и освобождается от ответственности за ее ведение и хранение.

В сведения о трудовой деятельности включается информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора и др.

Лицо, поступающее на работу по совместительству к другому работодателю, не предъявляет трудовую книжку в случае, если по основному месту работы работодатель ведет трудовую книжку на данного работника или если в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не оформлялась.
Формирование сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, осуществляется по новым правилам, трудовые книжки на указанных лиц не оформляются.

Форму представления работодателем сведений о трудовой деятельности для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливает Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Кроме того, законом предусмотрены изменения и в части обязанности работодателя возместить работнику не полученный им заработок в случае задержки выдачи работнику при увольнении сведений о трудовой деятельности, внесения в них неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника; предоставления права работникам при обращении в суд за разрешением индивидуального трудового спора в качестве доказательства предъявить сведения о трудовой деятельности.

 

9) В Правила дорожного движения Российской Федерации внесены изменения

Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 №1734 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам допуска граждан к управлению транспортными средствами» в Правила дорожного движения Российской Федерации внесены изменения.

Со дня вступления в силу данного Постановления отменяется запрет на осуществление учебной езды на автомагистралях, до 20 лет повышается возраст, по достижении которого лицо допускается к обучению управлению трамваем, автобусом и троллейбусом, а ученики автошкол не будут допускаться к экзаменам, если у автошколы на момент экзамена отсутствует лицензия.

С 1 октября 2020 года изменится порядок проведения экзамена на получение прав. В частности, «площадка» и «город» объединяются в одно испытание на базовые навыки вождения, при этом предусматривается, что маршруты, на которых могут проводиться такие экзамены, должны быть отдалены от жилой застройки и проходить по тупиковым участкам дорог.

Для кандидата в водители, не сдавшего теоретический экзамен, назначается повторный теоретический экзамен, который проводится не ранее чем через 7 и не позднее 30 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного теоретического экзамена, а для кандидата в водители, не сдавшего теоретический экзамен с третьей и последующих попыток, — не ранее чем через один и не позднее 3 месяцев со дня проведения предыдущего несданного теоретического экзамена.

Для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен, назначается повторный практический экзамен, который проводится не ранее чем через 7 и не позднее 60 календарных дней со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена, а для кандидата в водители, не сдавшего практический экзамен с третьей и последующих попыток, — не ранее чем через один и не позднее 3 месяцев со дня проведения предыдущего несданного практического экзамена.

Начало действия документа — 01.01.2020 за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 01.10.2020 года.