Новости

Лучший иллюстратор сказок Андерсена О художнике Борисе Диодорове

Опубликовано: 30.04.2020

Лучший иллюстратор сказок Андерсена

О художнике Борисе Диодорове

 

Борис Аркадьевич Диодоров – российский график, иллюстратор, Народный художник РФ, профессор.

В 1990 году внесен в Почетный список Андерсена Международной ассоциации детской и юношеской литературы. В 2000 году номинирован на Золотую медаль Андерсена YBBY. Из рук датской принцессы в 2001 году он получил высшую в андерсениаде награду – Гран-при Премии имени Г. Х. Андерсена. В 2002 году – Почетный диплом Андерсена в 50-летний юбилей YBBY в Базеле.

В 2003 году стал президентом фонда Андерсена в России. В 2005 году в Дании ему присвоен почетный титул «Посол Андерсена в России».

С 17 января 2005 года в детской библиотеке (ул. Б. Спасская, 19) работает Центр сказок Х. К. Андерсена, открытый по инициативе Б. А. Диодорова в год празднования 200-летия со дня рождения датского сказочника. Борис Аркадьевич – частый гость Центра сказок. Среди его подарков: многочисленные иллюстрации к сказкам Андерсена, книги, бюст великого сказочника (скульптор Виталий Левин), чайный сервиз с изображением героев сказок Андерсена, выполненный одной из учениц художника.

 

Борис Аркадьевич Диодоров родился 21 ноября 1934 года в Москве в семье художника, рисовать начал с детства под впечатлением от иллюстрированных сытинских изданий из библиотеки своего деда. В 1960 году окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. С 1958 года занимается книжной иллюстрацией. В совершенстве владеет уникальной техникой офорта с использованием акватинты и акварели. За более чем 50 лет проиллюстрировал более 300 книг, среди которых произведения X. К. Андерсена, С. Лагерлёф, А. Милна, С. Т. Аксакова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и других.

Работы художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, музее Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Словацкой национальной галерее Братиславы, в доме-музее Андерсена в Оденсе, в музее Чихиро в Японии и других государственных и частных собраниях в России и за рубежом. Персональные выставки проходили в России, Франции Германии, США, Дании, Японии, Финляндии.

Лауреат всероссийских и международных конкурсов.

1980 – Диплом им. Ивана Федорова Всероссийского конкурса «Искусство книги» за иллюстрации к сказке С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

1981 – «Золотое яблоко» (BIB GoldenApple) Международной биеннале иллюстрации в Братиславе.

1982 – «Серебряная медаль» IBA в Лейпциге.

1986 – Диплом им. Ивана Федорова Всероссийского конкурса «Искусство книги» за иллюстрации к сказке Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Бориса Заходера.

2013 – Диплом «За особый вклад в искусство книжной иллюстрации, верность эстетическим принципам» Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги».

2019 – Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества – за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового искусства иллюстрации.

В настоящее время – заведующий кафедрой и руководитель творческой мастерской иллюстрации и эстампа графического факультета Московского Государственного университета печати.

 

Источники:   https://ru.wikipedia.org/wiki/Диодоров,_Борис_Аркадьевич; https://pravoslavie.ru/36925.html; https://risovashki.tv/blog/illiustratsii-borisa-diodorova/;

https://foma.ru/luchshij-illyustrator-andersena.html.

 

Материал подготовила: Ключникова Т.Н., библиотекарь 1 категории детского отдела центральной библиотеки им. А.Н. Островского.

 

 

 

 

 

Читаем дома

В помощь внеклассному чтению. Книги-юбиляры 2020 года

 

45 лет назад, весной 1975 года, отдельным изданием вышла новая повесть Юрия Коваля «Недопёсок».

Приключения песца-недопёска, убежавшего со зверофермы «Мшага», захватывали юных читателей с первых строк. Захватывают они и сегодня: невозможно открыть «Недопёска» и не зачитаться. Это не проза, а какое-то облако радости. Чтобы защититься от зла, не всегда нужны железные доспехи, — иногда достаточно нырнуть в хорошую книжку.

Знаете, кто такой недопёсок? Это песец, которому нужно немного подрасти, чтобы стать взрослым.

Итак… На звероферме, в неволе, жил необыкновенной красоты песец с императорским именем Наполеон Третий. И этот красивый песец стремился к свободе. Он убежал со зверофермы, и так начались его необычные приключения. Наполеон сбежал из тёплой клетки, чтобы отправиться на север. Клетку маленького песца на звероферме случайно забыли запереть, и он сбежал. Песец, выросший в неволе, впервые бежал по снегу, впервые поймал мышь, заночевал в норе. А инстинкт вёл его строго на север…

Повесть неоднократно переиздавалась отдельно и в составе сборников, переведена на несколько иностранных языков. По повести снят художественный фильм, поставлен радиоспектакль, выпущен диафильм. Арсений Тарковский назвал «Недопёска» «одной из лучших книг на земле».

Источник: https://rg.ru/2019/02/07/neizvestnye-stranicy-znamenitoj-povesti-iuriia-kovalia.html;

 

Читать повесть Юрия Коваля «Недопёсок»

Читаем дома

Библиотека рекомендует

 

В этом году отмечается 140-летний юбилей талантливых поэтов Серебряного века: Саши Черного и Андрея Белого. Они родились не только в один год, но даже в один месяц с разницей в 13 дней. Саша Черный 13 октября, Андрей Белый 26-го. Черный – в Одессе, Белый – в Москве. Саша Черный эмигрировал в 1920 году в Германию, умер в 1932-м во Франции от сердечного приступа. Андрей Белый в 1921 году эмигрировал в Германию, но через два года вернулся и умер в Москве от атеросклероза в 1934 году.

Поэт, прозаик, философ, литературный критик, один из ведущих деятелей русского символизма Андрей Белый сделал несколько изобретений и открытий, которые легли в основу нового облика литературы в 20-м веке. Поклонники поэта уверены, что именно ему лучше всего удалось передать в своем творчестве сложности переломной эпохи.

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия, Россия, Россия, –

Безумствуй, сжигая меня!

«Родине», 1917

Многие не понимали не только творчества Андрея Белого, но и его самого.

Борис Николаевич Бугаев, известный под псевдонимом Андрей Белый, родился 26 октября 1880 года в Москве. Отец – известный российский философ и математик Николай Бугаев. Работал деканом физико-математического факультета в Московском университете, стал основателем математической школы. Мама – Александра Бугаева была первой красавицей Москвы, открыла сыну мир музыки, прививала ему любовь к произведениям музыкальных классиков. Мальчик рос в необычной атмосфере, где соединялась музыка и математика, и это нашло отражение в его поэтическом наследии.

Интерес к поэзии у Андрея Белого пробудился еще во время учебы в гимназии. В 1895 году сблизился с Сергеем Соловьевым и его семьей. В этой семье поощряли его первые литературные опыты и придумали начинающему автору псевдоним «Андрей Белый».

В 1899 году по настоянию отца поступил на физико-математический факультет Московского университета.

Зима 1901 года стала судьбоносной в биографии Андрея Белого. Именно тогда среди его знакомых появляются русские символисты – Гиппиус, Брюсов, Мережковский. К 1903 году Белый сам собрал вокруг себя молодых представителей символизма, в основном, студентов вузов. Кружок получил название «Аргонавты», Андрей выполнял роль лидера и идейного вдохновителя их сообщества.

Литературный дебют Белого, «Симфония (2-я драматическая)», созданный под влиянием музыки экспериментальный жанр: «нечто среднее между стихами и прозой». За ней последовали «Северная симфония (1-я, героическая)», «Возврат», «Кубок метелей».

Особые отношения связывали Белого с Александром Блоком. Это было постоянное соперничество поэтов и мужчин. Отношения Белого с супругой Блока Любовью Дмитриевной Менделеевой были больше, чем просто знакомство. Этот любовный треугольник сильно осложнял отношения двух поэтов. И отражался на их творчестве.

Отъезд из России был попыткой поэта вырваться за пределы устоявшегося круга общения и открыть для себя новые горизонты творчества. И, разумеется, поставить точку в затянувшихся двусмысленных отношениях с Александром Блоком и его супругой. Поездка по странам Европы заняла более двух лет. Это был плодотворный период в творчестве поэта. Стихи нередко посвящались и адресовались оставленному в России кругу общения, в том числе и Блоку с Менделеевой. После возвращения из Европы поэт сблизился с художницей Анной Тургеневой, ставшей его женой, и снова уехал за границу. В эти годы главное место в его творчестве занимают прозаические произведения.

Тема надвигающейся катастрофы была в русском искусстве одной из доминирующих. Одни встречали революцию как конец света, а другие воспринимали ее как начало нового мира. А. Белый много писал, выступал, ссорился.

В историю русской литературы Андрей Белый вошел как один из самых ярких представителей символизма. Стали классикой ранние поэтические сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна» и роман «Серебряный голубь».

В сердце бедном много зла

Сожжено и перемолото.

Наши души – зеркала,

Отражающие золото.

«Золото в лазури», 1904

Искусство Белого можно назвать фантасмагоричным. Он любил сталкивать мистическое и бытовое, часто совмещая их.

Широкую популярность имел его роман «Петербург». Перу Андрея Белого принадлежит множество публицистических статей периода Первой мировой войны.

Андрей Белый обладал огромным трудолюбием, неутомимой жаждой творчества. Его перу принадлежат пленительные стихи:

Мои слова – жемчужный водомет,

средь лунных снов, бесцельный,

но вспененный, –

капризной птицы лёт,

туманом занесенный.

Мои мечты – вздыхающий обман,

ледник застывших слез, зарей горящий, –

безумный великан,

на карликов свистящий.

Моя любовь – призывно-грустный звон,

что зазвучит и улетит куда-то, –

неясно-милый сон,

уж виданный когда-то.

«Мои слова», 1901

После революции в истории России двадцатого века наступил момент, когда неизбежная катастрофа стала свершившимся фактом. Перед многими встал вопрос о том, можно ли вообще жить в той стране, которая ещё не столь давно именовалась Российской империей?

Биография Андрея Белого этого постреволюционного периода хаотична и противоречива. Поэт даже умудряется выезжать за границу, что в те времена было совсем непросто.

В октябре 1923 года Белый вернулся в Москву; Ася навсегда осталась в прошлом. Но в его жизни появилась женщина, Клавдия Николаевна Васильева, которой суждено было провести с ним последние годы. Тихая, покорная, заботливая Клодя, как называл ее писатель, стала 18 июля 1931 года супругой Белого. В 20-е годы были написаны повести «Котик Лютаев», «Крещеный китаец», историческая эпопея «Москва». Последние годы жизни Андрей Белый посвятил написанию мемуаров.

Писатель умер 8 января 1934 года на руках преданной Клоди и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Источники: https://24smi.org/celebrity/5258-andrei-belyi.html; https://ria.ru/20101026/287996208.html; https://www.livelib.ru/author/12402-andrej-belyj

 

Андрей Белый. Собрание сочинений

 

Читаем дома

В помощь внеклассному чтению. Книги-юбиляры 2020 года

 

235 лет – книге «Приключения барона Мюнхгаузена» (1785) немецкого писателя Рудольфа Эриха Распэ (1736 – 1794).

В историю мировой литературы Р. Э. Распе вошел как автор, создавший знаменитого литературного персонажа – барона Мюнхгаузена, имя которого стало нарицательным как обозначение постоянно лгущего человека. В основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно жившего в XVIII веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в России и воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. В 1781 году некоторые из них были напечатаны. В 1785 году немецкий писатель Э. Распе обработал их и издал.

Охотничьи, военные, морские и еще более 10 самых невероятных приключений барона Мюнхгаузена заставляют читателей восхищаться необыкновенной находчивостью главного героя, его умением никогда не падать духом и находить выход из сложных ситуаций. Но главной идеей писателя было вовсе не рассмешить читателя, а показать, что лживый человек обязательно получит заслуженное наказание. Сатирические истории о фантастических приключениях барона Мюнхгаузена пользуются большой популярностью и в наше время.

Источники: https://www.litres.ru/; https://www.labirint.ru/books/284818/; https://teremok.in/.

 

Решили познакомиться со всеми историями о знаменитом бароне-врале? Прочтите эту книгу!

 

Альманах «Национальность — человек. Победе — 75»

 

В рамках подготовки к празднованию юбилея Победы и открытию Ржевского мемориала Советскому солдату Тверская областная общественная организация «Содружество национальных объединений» Тверской области, Тверское областное отделение МОФ «Российский фонд мира», Тверской государственный университет, Музей военной истории Ржева, ГБУК ТОУНБ им. А.М. Горького и оргкомитет проекта «Тверской переплет» стали инициаторами патриотического культурно-образовательного проекта «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ — ЧЕЛОВЕК. ПОБЕДЕ -75». Проект реализован при поддержке Правительства Тверской области и Международного общественного фонда «Российский фонд мира».

Итогом проекта стало издание альманаха.

Основная цель проекта и издания – подчеркнуть значение того, что Великая Победа стала возможной благодаря сплоченности всего многонационального советского народа, пробудить у читателя патриотические настроения, чувство сопричастности к памяти погибших на полях сражений в 1941-1945 гг., интерес к Великой Отечественной войне и героическим страницам истории Тверского края. Важное место в альманахе занимает рассказ об оккупации Ржева, о Ржевской битве, ее героях, участии разных республик СССР в военных операциях на Ржевской земле, значении битвы в истории ВОВ.

Ознакомиться с электронной версией издания можно на площадке Тверской областной научной библиотеки им. А.М. Горького:

http://docs.tverlib.ru/sov_kraevedenie/_layout/ll0000044/files/assets/basic-html/page-1.html#