Новости

75 лет Победы. Год памяти и славы «Наши земляки – герои Великой Отечественной войны»

Опубликовано: 12.05.2020

ИВАН ПЕТРОВИЧ ЖУРАВЛЁВ (01.11.1905– 03.05.1989)

РЖЕВИТЯНИН – ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН НОВГОРОДА И ВОЛХОВА

Когда около полуночи 18 января 1943 г. по радио прозвучали слова Левитана: «…после семидневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов 18 января соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда!», мало у кого уже оставались сомнения в том, кто выиграет войну. Но также долго и трудно Красная Армия и вся страна шли к этому дню, сколько жизней было принесено в жертву этой победе!

Одним из самых известных военачальников в операции «Искра», по прорыву блокады Ленинграда был ржевитянин Иван Петрович Журавлёв, командующий 14-й воздушной армией Волховского фронта, генерал-майор авиации.

В ночь на 12 января, за 40 минут до артиллерийской подготовки, сводная группа ночных бомбардировщиков генерала Журавлёва подвергла массированным ударам артиллерийские позиции и пункты управления противника в полосе прорыва. В составе армии находилось 447 самолётов – половина всего, чем располагала наша авиация в операции «Искра». Метеоусловия были очень тяжёлыми: десятибалльная облачность опустилась ниже 100 метров, горизонтальная видимость временами ухудшалась до 500 метров. Это делало невозможным применение крупных авиагрупп, поэтому поддержка наземных частей велась малыми группами штурмовиков и истребителей.

В течение недели войска Ленинградского и Волховского фронтов вели тяжёлые бои за хорошо укреплённые опорные пункты противника и продвигались навстречу друг другу. Выполняя боевую задачу, 14-я воздушная армия продолжала наносить бомбовые и штурмовые удары, надёжно прикрывала с воздуха наступление наших войск.

18 января произошла встреча воинов Ленинградского и Волховского фонтов. Блокада Ленинграда была прорвана! К концу этого дня наши войска очистили от противника всё южное побережье Ладожского озера. Планы Гитлера задушить город голодной смертью были сорваны».

Иван Петрович Журавлёв родился 19 октября 1905 года в деревне Переварово Ржевского уезда в крестьянской семье. Среднюю школу закончил в Колпино, под Ленинградом.

В 1924 году поступил в школу летчиков имени Ворошилова, в течение 10 лет служил в бомбардировочной авиации под Новгородом. В 1936 году, будучи 30-летним командиром авиаотряда, был награжден орденом Ленина. После участия в Финской войне стал майором.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленное при этом отвагу и геройство майору Ивану Петровичу Журавлёву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Талант командира, прекрасное владение авиационной техникой и личное мужество стали основанием для назначения полковника Журавлева заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа.

С первых дней Великой Отечественной войны Иван Петрович – на фронте. С июня 1942 года и до конца войны командовал 14 воздушной армией, которая после прорыва блокады участвовала в освобождении Великого Новгорода, Пскова и в разгроме фашистов в Прибалтике. 30 апреля 1943 года И.П. Журавлёву было присвоено воинское звание «генерал-лейтенант авиации».

В 1956 году по состоянию здоровья Журавлёв был уволен в запас. Жил в Ленинграде, работу с молодежью считал новым боевым заданием. В одной из школ Великого Новгорода им был создан Музей боевой славы авиаторов Волховского фронта. В 1985 году освободителю древнего города было присвоено звание «Почётный гражданин Новгорода». Именно тогда при въезде в город со стороны Санкт-Петербурга установили самолёт-памятник в честь подвига И.П. Журавлёва и его боевых товарищей. Иван Петрович Журавлёв является также Почётным гражданином города Волхова Ленинградской области.

Умер Иван Петрович весной 1989 года перед самым Днём Победы, 3 мая. Похоронен на кладбище поселка Репино Курортного района Санкт-Петербурга.

Награждён тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 11-ю медалями, иностранным орденом.

 

Ржевитянин – Почётный гражданин Новгорода и Волхова. Иван Петрович Журавлёв // Воробьёв В. М. Герои Советского Союза на Тверской земле. – Тверь, 2015. – С. 200-204.

 

75 лет Победы. Год памяти и славы

 

Центральная библиотека им. А.Н. Островского предлагает вашему вниманию виртуальную книжную выставку «Летопись мужества», посвященную 75-й годовщине Великой Победы. Выставка адресована читателям младшего и среднего школьного возраста.

https://drive.google.com/file/d/1v-gwJxPsCAfg3pSUDrbWvahOqF61G-46/view

 

75 лет Победы. Год памяти и славы

Лучшие книги о Великой войне – детям и юношеству

Б. Балтер «До свидания, мальчики!»

 

Повесть «До свидания, мальчики!» — самое известное произведение Бориса Балтера, сразу же покорившее читателей, переведенное и по достоинству оцененное едва ли не во всех странах Европейского континента.

Эта автобиографическая повесть изначально носила название «Трое из одного города». Написана она была в 1961 году и рассказывала о том, как в жизнь еще недавних школьников ворвалась война, нарушив все планы, зачеркнув надежды и отобрав жизнь. Сам писатель прошел всю войну, окончив военное училище, был командиром полка, поэтому об ужасах и потерях знал не понаслышке. Через год после написания повести она была переименована автором в «До свидания, мальчики!». Батлер взял это название из знаменитой песни «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…» Б. Окуджавы, с которым он дружил.

Эта повесть – о южном городе, наполненном зноем и запахом акаций, о юных героях, вчерашних школьниках и будущих солдатах, о дружбе, пробуждающейся любви и ощущении бесконечности жизни, счастливой и непредсказуемой. Главные герои – три друга: Володя Белов, Саша Кригер, Витька Аникин. Рассказ ведется от первого лица, время от времени рассказчик оценивает происходящие события с высоты своего взрослого опыта. Сразу после опубликования в журнале «Юность» (1962 г.) повесть покорила сердца миллионов людей. Через год повесть вышла отдельной книгой. Она была переведена на многие языки и издана во многих странах.

Повесть очень светлая, чистая, солнечная, но на фоне мы видим и слышим уставшего, человека с больным сердцем – того самого Володю Белова, который теперь уже прошел войну. «Сейчас мне за сорок. У меня седые волосы и больное сердце. С моей болезнью люди не живут больше десяти лет. От меня это скрывают, но я всё знаю. По ночам я слышу, как спотыкается сердце. Когда-нибудь, споткнувшись, оно остановится навсегда».

Рассказчик с любовью и светлой ностальгией описывает свой город, пишет о счастливой юности. Повесть адресована детям среднего школьного возраста.

Источник: https://infourok.ru/annotaciya-povest-borisa-baltera-do-svidaniya-malchiki-2241107.html.

 

Читать повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики!».

 

75 лет Победы. Год памяти и славы

Как воевали наши деды. Серия книг «Дедушкины медали»

 

Каждый год 9 Мая мы чествуем мужество и отвагу тех, кто с оружием в руках выполнял свой патриотический долг. Создание серии для детей младшего возраста было задумано к 40-летнему юбилею победы в Великой Отечественной войне, и первое издание вышло в 1974 году. Почти все авторы книг серии – фронтовики.

Книжная серия «Дедушкины медали» рассказывает о тех, кто ценой своей жизни приближал День Великой Победы. Эта серия по-своему уникальна. И не только тем, что собрала она под одним общим названием рассказы известных писателей на военную тему.

«Дедушкины медали» — это своего рода история наград Великой Отечественной войны. Как появилась медаль «За взятие Кенигсберга»? С чем связано появление медали «Партизану Отечественной войны»? Только ли фронтовики получали награды или те, кто трудился в тылу, тоже награждались? На каждой обложке серии есть изображение планки и название медали. Это сразу даёт возможность понять, о чём пойдет речь.

Многие издания серии иллюстрировали художники, прошедшие Великую Отечественную войну: Д.Б. Боровский, Л.М. Хайлов, П.Н. Пинкисевич, К.И. Финогенов.

Сегодня мы познакомим вас с некоторыми книгами из этой серии.

 

С. Алексеев «Они защищали Москву»

Многими боевыми орденами и медалями награждает наша Родина своих героев. На одной из медалей изображена Красная площадь. Кремлёвская стена, танк и фигуры бойцов с винтовками наперевес, устремившиеся вперёд на врага. Это медаль «За оборону Москвы».

В 1941 году фашисты пытались прорваться к столице нашей Родины. Сражение за Москву происходило осенью 1941 и в начале зимы 1942 года. В жестоких боях фашисты были разбиты и отступили. Человек, награждённый такой медалью, участник Великой Московской битвы.

О самом первом сокрушительном для фашистских войск сражении рассказывается в этой книге.

 

В. Воскобойников «Девятьсот дней мужества»

Битва за Ленинград продолжалась с 10 июля 1941 года по 9 августа 1944 года и стала самой длительной в ходе Великой Отечественной войны. Еще в декабре 1942 года, когда фашистские орудия обстреливали практически всю территорию города, а гитлеровцы могли рассматривать ленинградские здания в бинокли, была учреждена медаль «За оборону Ленинграда» для награждения всех активных участников защиты города на Неве. Уже в апреле 1943 года первые тысячи медалей были вручены на передовой защитникам города.

Девятьсот героических, страшных дней длилась блокада. И каждый день враги обрушивали на город множество бомб, снарядов, но город, основанный Петром Великим, выстоял. Фашистам так и не удалось победить его жителей. Эти мужественные ленинградцы – бабушки и дедушки сегодняшних петербуржцев. Низкий поклон им всем и вечная наша благодарная память!

В этой книге воспроизведены некоторые эпизоды героической обороны Ленинграда, рассказано о беспримерном подвиге ленинградцев.

 

А. Цессарский «Операция «Мост»

В годы Великой Отечественной войны в тылу врага действовали партизанские отряды. Партизаны уничтожили тысячи железнодорожных и шоссейных мостов, около трёх тысяч танков и бронемашин, вывели из строя полтора миллиона вражеских солдат и офицеров. Многие партизаны были награждены медалью «Партизану Отечественной войны».

В этой книге рассказано об одной боевой операции небольшого партизанского отряда, действовавшего осенью 1941 года. Цветные полностраничные рисунки – Л. Хайлова.

 

С. Алексеев «Последний штурм»

Шёл последний год Великой Отечественной войны. Советская Армия наступала. Немало славных побед одержали наши войска над фашистами. Для полной победы надо было взять столицу фашистского государства город Берлин и окончательно сокрушить злого врага. В апреле 1945 года битва за Берлин началась.

Много воинских подвигов совершали советские солдаты, нанося последний удар фашистам. Вскоре Берлин пал, а ещё через несколько дней фашисты окончательно признали себя побеждёнными.

Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков окончилась полной победой. За штурм и взятие Берлина была учреждена специальная медаль «За взятие Берлина». Тысячи советских воинов – героев боёв за Берлин были награждены этой медалью.

О последних днях войны, о штурме Берлина и написаны эти рассказы.

 

Е. Воробьев «Тринадцатый лыжник»

Медаль «За отвагу» учреждена 17 октября 1938 года, вручалась за личное мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества и выполнении воинского долга.

Награда вручалась военнослужащим армии и ВМФ. На аверсе в верхней части изображены три летящих самолёта, ниже помещена надпись «ЗА ОТВАГУ», под которой изображен танк.

В годы Великой Отечественной войны этой медалью награждено более четырёх миллионов человек. Солдат или сержант, удостоенный медали «За отвагу», должен был совершить подвиг, связанный чаще всего с опасностью для жизни, когда, следуя воинскому долгу, нужно собрать всю силу воли и не поддаться страху. Часто подвиг требовал не только беззаветной храбрости, но и отличной солдатской выучки, сноровки, смекалки.

О солдатской смекалке – родной сестре солдатского мужества – эта книга.

 

Источники:https://fantlab.ru/series6325; https://mubiblioteka.ru/media/vistavka/dedushkiny_medali/za_otvagu.htm; https://multiurok.ru/index.php/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-naghrady-vielikoi-oti.html.

 

75 лет Победы

«Шаги Великой Победы». Обзор книг

 

К. Воробьев «Это мы, Господи!»

В начале войны Константин Воробьев был направлен курсантом в Кремлевское военное училище, которое окончил по ускоренной программе. В звании лейтенанта участвовал в боях под Москвой.

В одном из боев будущий писатель раненым попал в плен, оказался в лагере для пленных на территории Литвы. Три попытки побега, последняя оказалась удачной. Его жажда жизни и ненависть к рабству были неистребимы. В 1943–1944 годах был командиром партизанской группы из бывших военнопленных в составе действовавшего в Литве партизанского отряда.

Закончилась война, однако вернуться на родину писатель не мог. Бывшего узника немецких концлагерей здесь ждала страшная участь – клеймо предателя и уже советский концлагерь. Пришлось пройти мучительные проверки НКВД, и лишь через 10 лет Воробьев получил заслуженную награду – медаль «Партизану Отечественной войны» 1-й степени.

Автобиографическая повесть Константина Воробьева «Это мы, господи» гениальна и уникальна одновременно.

Ровно тридцать дней в условиях литовского подполья, писал Константин Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском плену. Писал неистово, торопясь, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть.

Страшно читать о лагерях военнопленных, о нечеловеческом обращении фашистов с заключенными, об обезумевших, потерявших человеческий облик людях, о тщетных попытках побегов и последующих зверских пытках…

Перед нами судьба человека, одного из миллионов, попавших в немецкий плен, история лейтенанта Сергея Кострова. Но он же, один из немногих, смог выжить, духовно выстоять в этом плену, не потеряв надежды на освобождение. С самого начала Сергей решил: «…я молод и хочу жить. Значит, хочу еще бороться». И он боролся. В течение семнадцати глав автор рассказывает нам о том, что пришлось пережить его герою, что пришлось выстрадать.

Роман «Это мы, Господи!» — предупреждение людям, предупреждение о том, что война – это не просто страшно, война – смерть не только физическая, но и духовная. Это огромный удар, удар по самому больному, что есть у всех нас, – по нашей жизни, по нашим родным и близким, просто по людям…

Я не хочу войны, я хочу жить, жить и видеть синее небо над головой, яркое солнце в этом небе. Я не хочу когда-либо услышать грохот орудий, не хочу узнать, что такое война. И не дай нам, Господи, когда-либо оказаться в водовороте военных действий, попасть в омут смерти…

 

К. Воробьев «Это мы, Господи!»

 

75 лет Победы. Год памяти и славы

«Вовеки Победа великою будет!»

 

Песни военных лет и песни о войне, написанные уже в мирное время… Мы их хорошо знаем и любим до сих пор. Тема Великой Отечественной войны волновала лучших композиторов и поэтов нескольких поколений, и они создали в разные годы немало произведений, которые по праву стали лучшими образцами отечественной песенной культуры.

Многие из песен имеют славные биографии. Давайте их вспомним!

 

«МОСКВИЧИ»

Автор песни «Москвичи» Евгений Винокуров как-то признался, что писал слова к будущей композиции под впечатлением от поступка своего школьного товарища Саши Волкова, отправившегося на фронт в 17-летнем возрасте. При этом сам Винокуров также ушел добровольцем в семнадцать…

Инициатива «положения» стихов на музыку принадлежит Марку Бернесу. С ними он влез через окно в квартиру Эшпая и потребовал написания соответствующей мелодии.

— Стихи меня потрясли, — писал композитор. — Они были как будто из моей биографии. Я уходил на фронт с Большой Бронной, которая расположена рядом с Малой… До меня на войну отправился брат Валя, погибший летом сорок первого. Мама до последних дней ждала его возвращения … Спать ложилась всегда очень поздно. Фраза о свете воспаленной лампы у Винокурова очень точная. В этих словах я видел свою мать, ждущую и раз за разом перечитывающую письма с фронта от меня и брата, — вспоминал Эшпай.

Однако изначальный текст требовал переработки. Ряд фраз не вписывались в песенную концепцию.

Где цоколь из фанеры

Привал на 5 минут.

На польском пионеры о подвигах поют.

Эти и некоторые другие части стихотворения (вроде финала «Пылает свод бездонный, / И ночь шумит листвой / Над тихой Малой Бронной, / Над тихой Моховой») Эшпай с Бернесом «забраковали». Их попытки уговорить Винокурова изменить концовку на что-то более яркое, «с изюминкой», успехом не увенчались.

Константин Ваншенкин вспоминал, как автор текста жаловался на настойчивость «композиторско-певческого дуэта».

— Женя отказывался что-либо менять. Он весьма самоуверенно говорил мне: «И так споет, никуда не денется». В общем, процесс застопорился.

В итоге самый известный куплет «Москвичей» — «Но помнит мир спасенный / Мир вечный, мир живой / Сережку с Малой Бронной / И Витьку с Моховой» — сочинил Вадим Сикорский.

Винокуров продолжил печатать в своих книгах старый финал, а строки про «мир спасенный» прочно вошли в обиход советских людей.

Источник: http://www.9maya.ru/2015/09/26/pesnya-moskvichi-tekst-istoriya-skachat-slushat-onlayn.htm.

 

«НА БЕЗЫМЯННОЙ ВЫСОТЕ»

Строчки этой песни известны миллионам россиян, но мало кто знает, о каком именно эпизоде Великой Отечественной войны они написаны. В том сражении 18 советских солдат столкнулись с несколькими сотнями гитлеровцев.

В ходе Смоленской операции в полосе наступления 139-й стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта путь советским войскам к реке Десне и городу Рославлю преграждала господствующая над местностью, укрепленная высота 224,1. Она была усилена тремя рядами траншей, двумя танками, самоходной установкой, густо усеяна пулеметными гнездами, окружена минными полями. Попытки бойцов 718-го полка овладеть ей успеха не принесли. Но 2-му стрелковому батальону удалось зайти во фланг немецкому боевому охранению и подойти к высоте.

Атаковать решили ночью. Сформировали штурмовую группу из добровольцев, задачей которых было внезапным ударом прорваться на высоту и обеспечить наступление других подразделений полка. Идти вызвались 18 бойцов под командованием младшего лейтенанта Евгения Порошина.

Ночью ударная группа незаметно подкралась к укреплениям, забросала гранатами первую траншею и находящихся в ней немцев и ринулась ко второму ряду укреплений. Внезапность атаки позволила молниеносно преодолеть 600 метров и ворваться на высоту. Но следовавшая за ними рота 3-го батальона была отсечена пулеметным огнем, и штурмовая группа оказалась в окружении – 18 бойцов против нескольких сотен гитлеровцев. Бой длился восемь часов. Немцы предприняли четыре контратаки. Лишь к утру к нашим прорвалось подкрепление. Фашисты оставили на поле боя более ста трупов, а основные силы советского 718-го полка смогли нанести врагу удар с флангов и отбросить его за реку Десну. Путь на Рославль был открыт.

Шестнадцать солдат пали смертью храбрых. Чудом можно назвать спасение рядового Герасима Лапина. Наступающие бойцы нашли его, раненного и контуженного, среди трупов. Солдат был присыпан землей, отчего его не обнаружили фашисты. Отправившись от ранения, Герасим Лапин продолжил воевать в составе 139-ой стрелковой дивизии.

Сержант Власов попал в плен к фашистам — он хотел подпустить врага поближе и взорваться вместе с ними на гранате. Но она не сработала. Однако Константину Власову удалось организовать побег из поезда с пленными. Он примкнул к партизанам и воевал уже в их рядах.

Поэт Михаил Матусовский лично находился на том отрезке фронта, где совершили свой бессмертный подвиг восемнадцать солдат. На этом месте он и сочинил поэму «Безымянная высота». Но она была лишь наброском к песне, которую мы знаем. «На безымянной высоте» родилась спустя 20 лет.

В песне не уточнено, что подвиг был совершен реальными героями. Однако позже поэт М. Матусовский дописал еще одну строфу к ней, где упомянул смелых сибиряков. А в 1966 году на той самой безымянной высоте был возведен им памятник. В 1980-м — уже мемориал. На нем высечены строки легендарной песни. Однополчанин героев, подполковник В. Плотников, опубликовал также документальный рассказ об этом героическом событии.

Источник: https://cont.ws/@id44562772/1322113.

 

«НАМ НУЖНА ОДНА ПОБЕДА»

Когда Андрей Смирнов начал снимать «Белорусский вокзал», он понял, что необходима военная композиция, написанная специально для фильма. Возникла загвоздка с выбором автора. Режиссер прослушал несколько произведений разных поэтов-песенников, но ни один вариант его не устроил. Обратиться за помощью к Булату Окуджаве догадался сценарист Вадим Трунин. Смирнову идея понравилась. Его подкупала идея, что песню напишет бывший фронтовик, прошедший через жестокие сражения.

Сначала Окуджава наотрез отказался браться за музыкальную композицию к фильму. Послушаем воспоминания Андрея Сергеевича: «Я приехал к нему домой, рассказал о нашей работе и своей задумке. Булат Шалвович выслушал меня и стал отказываться: «Не пишу я сейчас песен. Перешел на прозу. Найдите кого-нибудь другого».

Андрей Смирнов все же упросил его ознакомиться со сценарием, но Булату Шалвовичу не пришелся по душе сюжет кинокартины. Затем режиссер убедил его съездить на киностудию: «И тогда я пошел на отчаянный шаг — решил показать ему отснятый материал. Привез на «Мосфильм», усадил в просмотровом зале. Когда зажегся свет, вижу: глаза у него горят, взволнован. Очень ему это понравилось».

Впоследствии знаменитый бард рассказывал, что ему импонировала мысль о песне, которую обычные солдаты могли петь в окопах. Поэт долго разрабатывал тему, но дальше работа пошла быстрее: «Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: «Здесь птицы не поют, деревья не растут…» Появилась и мелодия.  Ее я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять».

Вскоре Булат Шалвович принес композицию на прослушивание. Исполнять ее пришлось перед все съемочной группой.  Когда поэт закончил петь, аудитория растерянно молчала, но Альфред Шнитке взял ситуацию в свои руки. Он сам сел за фортепьяно и предложил остальным спеть песню хором. Тут стало ясно, что композицию идеально соответствует духу картины.

Источник: https://pikabu.ru/story/istoriya_sozdaniya_pesni_nam_nuzhna_odna_pobeda_6802074?utm_source=fbmain&utm_medium=social&utm_campaign=longread&utm_content=music&utm_term=6802074.

 

«БАЛЛАДА О МАТЕРИ»

У песни «Баллада о матери» два автора и два рождения. Автор слов — Андрей Дементьев, музыки — Евгений Мартынов.

Вспоминает Андрей Дементьев: «Как-то я был в санатории на Кавказе, мне было очень скучно. И вот слушаю приёмник, где передают коротенькую информацию о матери из грузинского села.  Она ждала сына с войны, который пропал без вести, и вдруг мать видит своё дитя  на экране документального фильма. Остальные слова я домыслил сам, сразу в этот день написал стихотворение «Баллада о матери».

Вспоминает Евгений Мартынов: «Ещё в училище Борис Петрович Ландарь, мой первый преподаватель, советовал мне серьёзно заняться композицией и буквально заставил меня написать несколько инструментальных пьес. Он-то и привил мне вкус к сочинительству. Вскоре я написал свою первую песню «Берёзка» на слова С. Есенина… Следующей попыткой была песня «Баллада о матери»…

Через месяц песня была готова. И когда я проиграл её музыкантам в Донецке, то они в один голос посоветовали показать песню музыкальной редакции Центрального телевидения. Вскоре она прозвучала в исполнении Людмилы Артёменко в телевизионной передаче «Алло, мы ищем таланты!». Однако поставила песню «на ноги» София Ротару… После визита на Центральное телевидение я решил показать песню «Баллада о матери» автору стихов. Приехал в редакцию журнала «Юность», где Андрей Дмитриевич работает заместителем главного редактора. Зашёл к нему в кабинет и сказал: «Хочу показать песню на ваши стихи»… Должен сказать, что Андрей Дмитриевич не проявил особого восторга. Оказалось, что ему уже дважды показывали музыку на эти стихи, и всё было неудачно. А тут я ещё явился в горячую пору: номер сдавали…

Вечером дома у Дементьева я проиграл ему «Балладу» и спел. Ему понравилось. Вот так состоялось наше знакомство, которое вылилось в большую творческую дружбу…»

Источник: https://pandia.ru/text/80/619/25290.php.

 

75 лет Победы

«Не гаснет памяти огонь»

 

БОРИС СМОЛЕНСКИЙ

 

«Я сегодня весь вечер буду,

Задыхаясь в табачном дыме,

Мучиться мыслями о каких-то людях,

Умерших очень молодыми,

Которые на заре или ночью

Неожиданно и неумело

Умирали, не дописав неровных строчек,

Не долюбив,

Не досказав,

Не доделав…».

 

Эти строки написал Борис Моисеевич Смоленский, молодой поэт, со схожей судьбой с Николаем Майоровым, и Павлом Коганом.

Борис Смоленский родился 24 июля 1921 года в городе Новохопёрске Воронежской области, в том же году родители переехали на жительство в Москву. Отец Бориса, известный журналист Моисей Смоленский, возглавлял отдел в газете «Комсомольская правда». В 1933 году семья уехала из Москвы. Отец устроился редактором газеты в Новосибирске, но в 1937 году был арестован и незаконно репрессирован.

Интерес к поэзии у Бориса проявился очень рано. Со второй половины 30-х годов он пишет стихи, в которых бредит бурями и парусами, выражает мечты о кораблях и океанах:

«…Я капитан безумного фрегата,

Что на рассвете поднял якоря.

И в шторм ушёл и шёл через пассаты,

И клад искал, и бороздил моря.

 

Отбив рапиры прыгающих молний,

Сквозь мглу морей и штормовой раскат,

Он шёл в морях, расшвыривая волны

И мачтами срывая облака…»

Борис Смоленский хотел стать капитаном дальнего плавания и, неудивительно, что он после школы поступил учиться на судостроительный факультет Ленинградского института водного транспорта, во время учёбы плавал в полярных морях.

В 1938 году Борис Смоленский и его хороший знакомый Евгений Агранович, написали совместно известную песню «Одесса-мама»:

«В тумане тают белые огни…

Сегодня мы уходим в море прямо.

Поговорим за берега твои,

Родимая моя Одесса мама».

В песне слова Бориса Смоленского, музыка Евгения Аграновича. К сожалению, за свою короткую жизнь Борис Смоленский ни сумел ни разу побывать в Одессе, увидеть город, о котором он написал такие трогательные строки. В довоенные годы Борис Смоленский написал несколько десятков замечательных романтических стихотворений, но нигде не печатался, оставляя на потом. Занимаясь в институте, Борис Смоленский активно занимался изучением испанского языка и осуществлял переводы произведений испанского поэта Федерико Гарсиа Лорки, затем приступил к созданию поэмы «Лорка» о жизни и творчестве поэта, в которой клеймил и разоблачал фашизм. Поэма, к сожалению, не была закончена. Помешала война… Борис Смоленский, несмотря на молодость, был фактически одним из первых, кто обратил внимание на творчество этого автора.

В начале 1941 года Бориса Смоленского, со студенческой скамьи, призвали в Красную армию. С начала Великой Отечественной войны он оказался на Карельском фронте, рядовым, участвовал в боях, был стрелком 2-ой лёгкой стрелковой бригады Медвежьегорской оперативной группы. Накануне дня рождения, в письме, Борис Смоленский писал: «24 июля 1941 года. Завтра мне полагаются сутки отдыха. Как раз мой день рождения – ровно 20 лет. Иногда, когда я оглядываюсь назад, я удивляюсь: сколько я успел впихнуть в эти 20 лет – любому хватит на 30!..» 16 ноября 1941 года пал смертью храбрых. Ему было 20 лет… Похоронен в воинской братской могиле возле посёлка Падун, Карелия.

Ещё при жизни Борис Смоленский посвятил Карелии, краю, который он полюбил и отдал за него свою жизнь, светлые строки стихотворения:

***

Снова вижу солнечные ели я…

Мысль неуловима и странна –

За окном качается Карелия,

Белая сосновая страна.

 

Край мой чистый! Небо твоё синее,

Ясные озёрные глаза!

Дай мне силу, дай мне слово сильное

И не требуй, чтоб вернул назад.

 

Вырежу то слово на коре ли я

Или так раздам по сторонам…

За окном качается Карелия –

Белая сосновая страна.

1939 год. Петрозаводск.

 

Стихи Бориса Смоленского были опубликованы в сборниках «Имена на поверке» (1963), «Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне» (1965). Первая книга стихов Бориса Смоленского вышла в 1976 году в издательстве «Молодая гвардия» при содействии Л. Рудневой, хорошо знавшей поэта. В 2009 году появилась новая книга с его стихами – «Моя песня бредет по свету».

 

БАЛЛАДА ПАМЯТИ

Забудешь всё…

И вдруг нежданно

Полслова, зайчик на стене,

Мотив,

кусочек Левитана –

Заставит сразу побледнеть.

 

И сразу память остро ранит,

И сразу – вот оно – Вчера!

Так море пахнет вечерами,

Так морем пахнут вечера.

Я не жалею.

Только разве,

Года, пути перелистав,

В ночном порту, завидя праздник,

Я захочу туда попасть.

 

Но бог нарек в моем коране:

Дорога ждет. Иди. Пора.

Так море пахнет вечерами,

Так морем пахнут вечера…

1938