Обзор изменений законодательства
С 16 июня по 15 сентября 2020 года продлены сроки временного пребывания иностранных граждан в РФ в связи с пандемией
В указанный период:
иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении, переоформлении) патента без учета требований к сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита и выезду из РФ;
работодатели, получившие разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшим в РФ в порядке, требующем получения визы (такое разрешение выдается (продлевается) без учета требований к заявленной цели визита на любой срок до 15 сентября 2020 года включительно).
Указ вступил в силу с 16 июня 2020 года.
Руководство деятельностью Ростуризма передано Правительству РФ
Указом Президента РФ Ростуризм, находящийся в ведении Минэкономразвития России передан под прямое руководство Правительства РФ в целях повышения эффективности развития туристской индустрии и оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти.
Также Указом Ростуризму переданы функции:
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристской деятельности,
по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации,
по осуществлению государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Начало действия документа — 05.06.2020.
Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ будет проведено 1 июля 2020 года
При проведении голосования следует учитывать складывающуюся санитарно-эпидемиологическую обстановку и необходимость обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
На период до 2025 года утверждена Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации
Основными направлениями государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются, в числе прочего:
совершенствование законодательства РФ в сфере противодействия экстремизму в части, касающейся пресечения производства и распространения экстремистских материалов, в том числе на электронных носителях информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет»;
проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию экстремистской идеологии;
проведение мониторинга межрасовых, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, социально-политической ситуации в целях предотвращения возникновения конфликтов либо их обострения;
реализация мер правового и информационного характера по недопущению использования этнического и религиозного факторов в избирательном процессе и в предвыборных программах;
мотивирование граждан к информированию субъектов противодействия экстремизму о ставших им известными фактах подготовки к осуществлению экстремистской деятельности, а также о любых обстоятельствах, которые могут способствовать предупреждению экстремистской деятельности, ликвидации или минимизации ее последствий;
принятие мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов, социальной исключенности отдельных групп граждан;
проведение мониторинга средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», в целях пресечения распространения экстремистской идеологии и выявления экстремистских материалов, в том числе содержащих призывы к подготовке и совершению террористических актов;
совершенствование мер по ограничению доступа на территории Российской Федерации к информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», распространяющим экстремистскую идеологию;
создание специализированного информационного банка данных экстремистских материалов;
проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной (межэтнической) и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению (в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность) всеми законными способами.
Реализация настоящей Стратегии будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе планируется:
принятие законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на противодействие экстремизму;
прогнозирование развития ситуации в области межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и возникновения экстремистских угроз;
создание системы дополнительной защиты информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», от проникновения экстремистской идеологии.
На втором этапе планируется обобщить результаты реализации Стратегии и при необходимости подготовить предложения по разработке новых документов стратегического планирования в сфере противодействия экстремизму.
В перечне целевых показателей реализации Стратегии:
количество общественных, религиозных объединений и организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности;
количество содержащих экстремистские материалы информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», доступ к которым был ограничен на территории РФ или с которых такие материалы были удалены.
Лицо, замещающее государственную должность РФ, обязано заблаговременно направить Президенту РФ уведомление в письменной форме о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении НКО
Предусмотрен перечень сведений, которые должны содержаться в уведомлении.
К уведомлению прилагаются копия устава некоммерческой организации, в управлении которой лицо намеревается участвовать, и копия положения об органе некоммерческой организации (при наличии такого положения).
Лицо, замещающее государственную должность, участвующее в управлении НКО, обязано уведомить Президента РФ в порядке, установленном утвержденным Положением, в том числе об изменении наименования, местонахождения и адреса некоммерческой организации, о ее реорганизации.
Расширен перечень случаев осуществления закупки у единственного подрядчика, исполнителя
В перечень включена закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит РФ.
Начало действия документа — 19.06.2020.
С 1 октября 2020 года вступает в силу порядок ограничения доступа к программному приложению в случае нарушения авторских и смежных прав
Закон определяет понятия «программное приложение» и «владелец программного приложения», предусматривает порядок действий правообладателя, Роскомнадзора, владельца программного приложения, владельца информационного ресурса, а также оператора связи в случае обнаружения в программном приложении информации, нарушающей авторские и смежные права.
К компетенции Роскомнадзора отнесено направление владельцу информационного ресурса, на котором размещено программное приложение, или иному лицу, обеспечивающему размещение в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет, программного приложения, в электронном виде уведомления о нарушении исключительных прав на объекты авторских и (или) смежных прав.
Начало действия документа — 01.10.2020.
Ратифицирован российско-камбоджийский договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам
Договор подписан в г. Пномпене 26 сентября 2019 г.
Согласно договору стороны обязуются по соответствующему запросу оказывать друг другу правовую помощь в расследовании, судебном разбирательстве или иных процессуальных действиях, связанных с уголовными делами.
Договором определяются условия, при которых осуществляется правовая помощь, виды и объем оказываемой сторонами правовой помощи, устанавливаются требования к форме и содержанию запроса об оказании правовой помощи, порядок исполнения такого запроса.
Начало действия документа — 19.06.2020.
Принят закон о мерах, направленных на поддержку населения и обеспечение устойчивости российской экономики
Закон предусматривает, в частности:
увеличение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 6752 рублей;
условия одностороннего расторжения договоров аренды без взимания штрафных санкций;
возможность по решению Правительства РФ изменять сроки перечисления, уменьшать размер ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности;
право Правительства РФ устанавливать особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира и порядок возврата провозной платы при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
в период действия моратория на признание банкротом право должника обратиться в арбитражный суд с заявлением о предоставлении судебной рассрочки;
предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
возможность предоставления субъекту МСП отсрочки уплаты платежей, предусмотренных в 2020 году, на срок от шести до двенадцати месяцев по договорам купли-продажи арендуемого имущества, заключенного с органом госвласти субъекта РФ (органом местного самоуправления);
возможность изменения маршрута регулярных перевозок и прекращение осуществления регулярных перевозок в отдельных случаях;
особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, государственной итоговой аттестации, вступительных испытаний;
право арендатора отказаться от договора аренды, без уплаты штрафных санкций, в случае недостижения соглашения об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора;
возможность отсрочки по уплате начисленных в 2020 г. административных штрафов до 180 дней;
предоставление Правительству РФ дополнительных правомочий в условиях ЧС (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Начало действия документа — 08.06.2020.
Терминология отдельных законодательных актов приведена в соответствие с законом об индивидуальном (персонифицированном) учете
Изменениями, внесенными в закон об индивидуальном (персонифицированном) учете, отменена обязанность выдавать страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования (карточки СНИЛС). Вместо этого используется документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, содержащий страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
В связи с этим необходимые изменения внесены в положения ряда федеральных законов. Так, например, в статье 4 Федерального закона «О кредитных историях» слова «в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования» заменены словами «в документе, подтверждающем регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета».
Начало действия документа — 19.06.2020.
В перечень категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включена новая категория — «дети-сироты»
Внесенные изменения позволят установить равные социальные гарантии и меры социальной поддержки для всех детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая и детей-сирот.
Начало действия документа — 19.06.2020.
Подписан закон о создании единого централизованного информационного регистра, содержащего базовые сведения о населении РФ
В федеральный регистр будут вноситься сведения о физическом лице (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения и смерти, пол, сведения о семейном положении и прочее), а также его идентификаторы, включающие в том числе сведения: о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о постановке на воинский учет граждан РФ, обязанных состоять на воинском учете, о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования, о постановке на учет в органах службы занятости и иные.
Ведение регистра будет осуществлять ФНС России посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Порядок функционирования государственной информационной системы определяется Правительством РФ.
Сведения, содержащиеся в федеральном регистре, будут предоставляться органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, органам управления государственными внебюджетными фондами, многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, нотариусам, а также физическому лицу или его законному представителю в части сведений, составленных в отношении данного лица.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Со дня официального опубликования настоящего федерального закона и до 31 декабря 2025 года предусматривается переходный период, в течение которого Правительством РФ будут определены в числе прочего порядок первоначального включения сведений в федеральный регистр, сроки направления сведений для его формирования, порядок и сроки проведения проверки полноты, актуальности и достоверности направляемых в федеральный регистр сведений о населении РФ.
Предусматривается, что до 1 января 2023 года нормативные правовые акты РФ не могут устанавливать требование об использовании федерального регистра сведений о населении в качестве единственного и (или) обязательного источника получения сведений о населении.
Начало действия документа — 08.06.2020 за исключением отдельных положений.
Лица, в отношении которых введены меры ограничительного характера, смогут найти защиту своих прав в российских судах
К лицам, в отношении которых применяются меры ограничительного характера, относятся:
граждане РФ, российские юридические лица, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза применяются меры ограничительного характера;
иностранные юридические лица, в отношении которых применяются меры ограничительного характера, основанием для которых являются ограничительные меры, введенные в отношении граждан РФ и российских юридических лиц.
Указанные лица вправе обратиться за разрешением спора в арбитражный суд субъекта РФ по месту своего нахождения или месту жительства, при условии что в производстве иностранного суда или международного коммерческого арбитража, находящихся за пределами территории РФ, отсутствует спор между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Кроме того, лицо, в отношении которого инициировано разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории РФ, вправе обратиться в арбитражный суд субъекта РФ по месту своего нахождения или месту жительства с заявлением о запрете инициировать или продолжать такое разбирательство.
Заявление рассматривается судьей единолично по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции. Арбитражный суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения заявления.
В определении о запрете или об отказе в запрете стороне инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории РФ, должны содержаться:
наименования заявителя и лица, в отношении которого выносится запрет;
сведения о требованиях, которые могут быть предъявлены в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории РФ, либо сведения о конкретном разбирательстве, в отношении которых устанавливается запрет;
указание на удовлетворение заявления о запрете лицу инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории РФ, либо на отказ в удовлетворении такого заявления.
Указанное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в арбитражный суд округа в течение одного месяца со дня его вынесения.
Также установлено, что арбитражный суд по требованию заявителя вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с лица, в отношении которого вынесен запрет инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории РФ, на случай неисполнения им судебного акта. Размер подлежащей взысканию арбитражным судом денежной суммы не должен превышать размера предъявленных исковых требований и понесенных судебных расходов.
Начало действия документа — 19.06.2020.
Подписан закон о мерах по снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков в условиях сложной экономической ситуации
Законом предусматривается, в частности:
освобождение от НДС безвозмездной передачи имущества, используемого для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения коронавирусной инфекции, при этом ранее принятый к вычету налог восстанавливать не потребуется;
возможность признания в расходах затрат на приобретение указанного выше имущества и переданного безвозмездно;
освобождение от налогообложения доходов в виде списанной задолженности по кредитам, взятым на поддержку занятости, и начисленных по ним процентов;
освобождение от НДФЛ доходов в виде денежной выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в условиях COVID-19, а также доходов в виде субсидии (гранта) в размере, соответствующем сумме уплаченного налога на профессиональный доход за 2019 год;
снижение фиксированного размера страховых взносов на ОПС за 2020 год до 20 318 руб., а также снижение до 0% тарифов страховых взносов по соответствующему виду страхования в отношении выплат в пользу физлиц, начисленных за апрель — июнь 2020 года;
освобождение ряда налогоплательщиков из пострадавших отраслей экономики от уплаты некоторых налогов (авансовых платежей) и страховых взносов за установленные периоды.
Положения закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, за исключением статьи 2, положения которой распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.
Начало действия документа — 08.06.2020.
Самозанятые граждане вправе претендовать на меры поддержки, предусмотренные для субъектов МСП
Внесены поправки в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которым отдельные меры господдержки субъектов МСП, а также меры поддержки, предоставляемые АО «Корпорация «МСП» и его дочерними обществами, распространяются на физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Законом предусматривается включение положений об оказании поддержки самозанятым гражданам в госпрограммы (подпрограммы) РФ, субъектов РФ и муниципальные программы (подпрограммы).
Органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления наряду с формами поддержки, предусмотренными законодательством, вправе самостоятельно оказывать самозанятым лицам, иные формы поддержки за счет средств соответствующих бюджетов.
Оказание информационной поддержки, необходимой для развития деятельности самозанятых граждан, будет осуществляться посредством размещения в информационных системах, на официальных сайтах информационной поддержки субъектов МСП в сети Интернет.
Также Законом определен перечень сведений в отношении поддержки, оказанной самозанятым лицам, включаемой в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Начало действия документа — 08.06.2020.
Из Уголовного кодекса РФ исключены понятия «судебный пристав», «судебный исполнитель»
Эти слова заменены словами «сотрудник органов принудительного исполнения Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Начало действия документа — 19.06.2020.
С 3 до 5 лет увеличен срок, на который могут предоставляться кредиты местным бюджетам из бюджета субъекта РФ
Необходимость увеличения срока предоставления бюджетных кредитов продиктована сложившейся в последние годы экономической ситуацией.
Согласно пояснению законодателей увеличение сроков пользования бюджетными кредитами, а также установление графиков поэтапного погашения бюджетных кредитов позволят приостановить рост муниципального долга, сократить объемы коммерческих заимствований, а также расходы на их обслуживание.
Начало действия документа — 08.06.2020.
Подписан закон об обеспечении непрерывности образовательного процесса в условиях введения режима повышенной готовности или ЧС
Установлено, что при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ либо на ее части:
реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны;
копии документов об образовании и о квалификации, документов об обучении, выданные в электронной форме, предоставляют доступ к образованию и профессиональной деятельности наряду с документами об образовании и о квалификации, документами об обучении, выданными на бумажном носителе.
Кроме того, определено, что, в случае если заказчиком целевого обучения является организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, принятый на целевое обучение, при нарушении ею обязательства по трудоустройству такого гражданина расходы бюджета, осуществленные на его обучение, подлежат возмещению данной организацией в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством. Регламентированы положения, касающиеся срока возмещения указанных расходов, порядка и оснований освобождения сторон договора о целевом обучении от их возмещения, порядка определения размера этого возмещения в бюджет.
Начало действия документа — 19.06.2020.
Студенты получили право заниматься педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам
Установлено, что лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения, допускаются к занятию педагогической деятельностью по основным общеобразовательным программам.
К занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам допускаются лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется работодателем.
Кроме того, определено, что требование части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о наличии среднего профессионального или высшего образования не распространяется на педагогических работников, принятых на работу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежащих аттестации и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.
Начало действия документа — 19.06.2020.
Подписан закон по оптимизации механизмов миграционного учета иностранных граждан
В частности:
все иностранные собственники жилья в России, а не только высококвалифицированные специалисты могут выступать принимающей стороной и предоставлять данное жилье для фактического проживания другим иностранным гражданам;
заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства может быть подано в орган миграционного учета в том числе в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. В случае если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания подано в электронной форме, подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания, является копия отрывной части указанного уведомления, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа миграционного учета;
определено, что, в случае если жилое помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания, принадлежит на праве собственности гражданину РФ, постоянно проживающему за ее пределами, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории РФ, иностранный гражданин обязан лично уведомить орган миграционного учета о своем прибытии в место пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин к уведомлению о своем прибытии в место пребывания дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина;
предусмотрено, что снятие иностранного гражданина с учета по прежнему месту пребывания не осуществляется при постановке его на учет по новому месту пребывания по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, детского оздоровительного лагеря, за исключением случая, если прежняя постановка данного иностранного гражданина на учет по месту пребывания осуществлена по адресу другой организации из числа указанных.
Начало действия документа — 07.09.2020.
Установлен особый порядок привлечения к административной ответственности сотрудников органов принудительного исполнения РФ
Предусмотрено, что за административные правонарушения (за исключением отдельных административных правонарушений) указанные сотрудники несут дисциплинарную ответственность.
К имеющим специальные звания сотрудникам не могут применяться административный арест и обязательные работы.
Скорректирован перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФССП России.
Начало действия документа — 19.06.2020.
Скорректирован порядок расчета пособий по больничным листкам с учетом среднего заработка, равному МРОТ с учетом районных коэффициентов
Закон вносит изменения в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Указанной нормой предусмотрен порядок исчисления пособия для случаев, когда застрахованное лицо не имело заработка или если рассчитанный средний заработок ниже МРОТ, установленного на день наступления страхового случая.
Применение действующего порядка приводит к нарушению прав граждан, у которых средний дневной заработок выше МРОТ без учета районного коэффициента и пособие исчисляется (выплачивается) в меньшем размере, в отличие от лиц, у которых размер среднего заработка ниже чем МРОТ без учета районного коэффициента.
Принятие поправок позволит правильно исчислять и осуществлять выплаты пособий, а также не допускать нарушения имущественных прав застрахованных лиц.
Начало действия документа — 19.06.2020.
При наличии особых обстоятельств у вкладчика — физического лица возникает право на получение повышенного страхового возмещения в размере до 10 млн рублей
Такими обстоятельствами являются следующие события в отношении вкладчика:
— реализация жилого помещения и (или) земельного участка (части земельного участка), на котором расположен жилой дом (часть жилого дома), садовый дом (часть садового дома), иные строения;
— получение наследства;
— возмещение ущерба, причиненного жизни, здоровью или личному имуществу, получение социальных выплат и пособий;
— исполнение решения суда;
— получение грантов в форме субсидий.
Страховое возмещение в повышенном размере при возникновении особых обстоятельств выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы, подлежащей страхованию и находящейся на его счете (счетах) на день наступления страхового случая, но не более 10 млн рублей в совокупности, включая установленный максимальный размер возмещения по вкладам в банке.
Страховое возмещение в повышенном размере рассчитывается и выплачивается отдельно от возмещения по средствам, размещенным на:
— счетах эскроу для расчетов по сделке купли-продажи недвижимого имущества;
— счетах эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве;
— специальных счетах, предназначенных для формирования и использования средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Также установлено, что страхованию в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» подлежат вклады, размещенные следующими юридическими лицами (или в их пользу): малые предприятия, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства; товарищества собственников жилья; садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества; гаражные и жилищные кооперативы; казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ; общины коренных малочисленных народов РФ; религиозные организации; некоммерческие организации — исполнители общественно полезных услуг.
Предусматривается в числе прочего что положения Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (в редакции настоящего федерального закона) распространяются на некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до 1 января 2019 года, при наличии сведений о них в едином государственном реестре юридических лиц на день наступления страхового случая.
Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 октября 2020 года.
Начало действия документа — 25.05.2020 за исключением отдельных положений.
Принят закон об индивидуализации тарифов по ОСАГО, учитывающих соблюдение водителем ПДД
Поправки в Закон об ОСАГО предусматривают, в частности:
установление страховщиками базовых ставок страховых тарифов (в границах минимальных и максимальных значений, устанавливаемых Банком России) в зависимости от факторов, влияющих на вероятность причинения вреда и на потенциальный размер причиненного вреда.
В числе таких факторов, увеличивающих стоимость полиса, рассматриваются, в частности: лишение права управления транспортным средством за управление им в состоянии опьянения, неоднократное привлечение к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или превышение скорости более чем на 60 км/ч; выезд на полосу встречного движения и др.
Устанавливается обязанность страховщика на своем сайте разместить информацию о факторах, в зависимости от которых они устанавливают значения базовых ставок, а также обеспечить возможность осуществить расчет страховой премии по договору ОСАГО с учетом таких факторов.
В целях исключения злоупотреблений со стороны водителей при проведении самостоятельной технической экспертизы поврежденного имущества вводится обязанность потерпевшего информировать страховщика о месте и времени ее проведения.
Кроме того, Закон позволяет до 30 сентября 2020 года заключать договоры ОСАГО без представления диагностической карты. Представить страховщику диагностическую карту необходимо будет не позднее 31 октября 2020 года.
Начало действия документа — 25.05.2020 за исключением отдельных положений.
Уточнен порядок проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах
В частности, установлен порядок проведения первого общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием ГИС ЖКХ.
Предусмотрено, что в 2020 году годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание членов товарищества собственников жилья проводятся в срок до 1 января 2021 года. В случае, если в уставе жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива предусмотрено проведение годового общего собрания членов данных кооперативов в срок не позднее второго квартала года, следующего за отчетным годом, в 2020 году такое собрание проводится в срок до 1 января 2021 года.
Начало действия документа — 25.05.2020.
К исключительной компетенции общего собрания отнесено принятие решения о госрегистрации прав на объекты имущества общего пользования на территории садоводства и огородничества
В случае принятия общим собранием членов товарищества ряда решений, в том числе указанного выше, одновременно избирается представитель, уполномоченный на подачу соответствующего заявления в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Кроме того, устанавливается требование о включении в повестку ближайшего общего собрания членов товарищества отчета председателя товарищества об открытии (закрытии) банковского счета (счетов) товарищества, содержащий в том числе информацию об условиях заключенного договора.
Начало действия документа — 05.06.2020.
К исключительной компетенции общего собрания отнесено принятие решения о госрегистрации прав на объекты имущества общего пользования на территории садоводства и огородничества
В случае принятия общим собранием членов товарищества ряда решений, в том числе указанного выше, одновременно избирается представитель, уполномоченный на подачу соответствующего заявления в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Кроме того, устанавливается требование о включении в повестку ближайшего общего собрания членов товарищества отчета председателя товарищества об открытии (закрытии) банковского счета (счетов) товарищества, содержащий в том числе информацию об условиях заключенного договора.
Начало действия документа — 05.06.2020.
С 1 июля 2020 года повышается предельный возраст для замещения должности руководителя, заместителя руководителя научной организации
Предельный возраст повышается с 65 до 70 лет независимо от срока действия трудовых договоров.
С руководителями государственных и муниципальных научных организаций заключаются трудовые договоры на срок до пяти лет.
Одно и то же лицо не может замещать должность руководителя одной и той же государственной или муниципальной научной организации более трех сроков, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Аналогичные положения предусмотрены для замещения должности руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и руководителей их филиалов.
Начало действия документа — 01.07.2020.
Подписан закон, регулирующий полномочия руководителя научной организации и президента вуза
Законом установлено, в частности, что:
руководитель научной организации назначается (избирается) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном ее уставом, и несет ответственность за руководство научной, научно-технической, организационно-хозяйственной деятельностью научной организации, а также за реализацию программы или плана ее развития;
полномочия президента вуза, в том числе связанные с его участием в определении программы развития вуза, в деятельности коллегиальных органов управления, в решении вопросов совершенствования образовательной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности, а также связанные с представлением вуза в отношениях с госорганами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями, устанавливаются уставом вуза;
ученые (научные, научно-технические) советы государственных и муниципальных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ, программы или планы развития государственных и муниципальных научных организаций гласно, исходя из государственных заданий, профиля государственных и муниципальных научных организаций, их научных и экономических интересов;
уставы государственных и муниципальных научных организаций, государственных и муниципальных вузов применяются в части, не противоречащей нормам, установленным настоящим федеральным законом, и подлежат приведению в соответствие с указанными нормами в срок до 31 декабря 2021 года.
Начало действия документа — 05.06.2020.
Принят закон, направленный на оперативное оказание государственной гарантийной поддержки российским предприятиям
В БК РФ закреплена возможность предоставления госгарантии РФ в пользу одного бенефициара по обязательствам нескольких юрлиц (принципалов).
Договор о предоставлении такой госгарантии заключается с бенефициаром, при этом обязательства принципалов перед бенефициаром будут считаться обеспеченными госгарантией при условии соблюдения требований (условий) предусмотренных в отношении принципалов, а также наличия иного, наряду с госгарантией, обеспечения обязательств принципалов по удовлетворению регрессных требований гаранта к принципалам.
Кроме того, в целях предоставления госгарантий на условиях, отличных от установленных Законом о федеральном бюджете до 1 января 2021 года приостановлено действие ряда положений БК РФ.
Начало действия документа — 25.05.2020.
Осужденные к лишению свободы за преступления средней тяжести и имеющие неснятую и непогашенную судимость лишены права быть избранными на выборах
Запрет действует до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости.
Другими поправками установлено, что если предусмотрено включение гражданина РФ в список избирателей, участников референдума по месту его нахождения на избирательных участках, участках референдума, образованных на вокзалах и аэропортах, списки избирателей, участников референдума составляются не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании заявлений избирателей, участников референдума, поданных в порядке, установленном ЦИК России.
Установлено, что заявление избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования может быть подано с использованием портала госуслуг.
Внесены поправки уточняющего характера в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», связанные с установлением нового вида муниципального образования — муниципального округа.
Начало действия документа — 23.05.2020 за исключением отдельных положений.
На 2020 год продлен эксперимент по голосованию на цифровых избирательных участках для граждан РФ, находящихся в день голосования за пределами своего избирательного округа
Реализация эксперимента будет осуществляться при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва, выборов, в том числе дополнительных, депутатов региональных законодательных собраний, выборов высших должностных лиц субъектов РФ 13 сентября 2020 года.
Перечень цифровых избирательных участков утверждается ЦИК России на основании предложений избирательных комиссий субъектов РФ. Для участия в голосовании на цифровом избирательном участке гражданин РФ подает заявление о включении в список избирателей. Заявление подается с использованием ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а в случаях, установленных ЦИК России, — также через территориальные и участковые комиссии не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до дня голосования.
Особенности организации голосования на цифровом избирательном участке, оформления и хранения связанной с таким голосованием избирательной документации, порядок формирования и состав передаваемых в соответствующую избирательную комиссию данных о голосовании, включая сведения о количестве избирателей, принявших участие в голосовании, и о количестве поданных за каждого кандидата, список кандидатов голосов избирателей, а также порядок передачи информации в соответствующие избирательные комиссии и порядок обработки данных о голосовании на цифровом избирательном участке и подсчета голосов избирателей в окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии субъекта РФ определяются ЦИК России.
Скорректированы условия субсидирования льготных перевозок школьников железнодорожным транспортом
Внесены изменения в Правила предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий.
Внесено дополнение, согласно которому субсидии предоставляются в отношении перевозок в двухэтажных пассажирских вагонах с четырехместными купе.
Субсидии предоставляются организациям железнодорожного транспорта, осуществляющим перевозку школьников с 1 января по 31 мая текущего финансового года включительно и с 1 сентября по 31 декабря текущего финансового года включительно в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования всех категорий во внутригосударственном сообщении Российской Федерации со скидкой в размере 50 процентов установленного государством тарифа, а также в двухэтажных пассажирских вагонах с четырехместными купе в поездах дальнего следования всех категорий во внутригосударственном сообщении Российской Федерации со скидкой в размере 50 процентов тарифа, установленного на перевозки пассажиров в плацкартных вагонах на аналогичное расстояние проезда.
Начало действия документа — 27.06.2020.
В 2020 году плановые проверки медицинской деятельности проводиться не будут
Скорректированы особенности проведения в 2020 году проверок в отношении юрлиц и ИП в рамках осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Так, в частности, дополнен перечень внеплановых проверок, которые могут проводиться в отношении лиц, относящихся к субъектам МСП и некоммерческих организаций с численностью работников за 2019 год не более 200 человек (за исключением политических партий и НКО — иностранных агентов).
В отношении проверок иных лиц, не указанных выше, также внесено уточнение, предусматривающее запрет на проведение в 2020 году плановых проверок при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Начало действия документа — 17.06.2020.
В случае объявления чрезвычайной ситуации либо введения режима повышенной готовности производители документов вправе осуществить доставку обязательных федеральных экземпляров документов, вышедших в период действия указанных обстоятельств, до 31 декабря 2020 года
Сроки и порядок доставки производителями документов обязательного экземпляра субъекта РФ или муниципального образования всех видов печатных изданий, включая количество таких экземпляров, определяются книжными палатами и библиотеками субъектов РФ, а также библиотеками муниципальных образований исходя из особенностей режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории конкретного субъекта РФ или конкретного муниципального образования.
Начало действия документа — 16.06.2020.
Расширен перечень срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев
В указанный перечень включены в том числе:
— разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
— договоры водопользования;
— решения о предоставлении водных объектов в пользование;
— заключения о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и соискателей лицензий на осуществление образовательной деятельности по указанным программам;
— разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I категории.
Кроме того:
— срок обучения по охране труда или проверки знаний требований охраны труда работников организаций, истекающий в период с апреля по сентябрь 2020 г., продлевается до 1 октября 2020 г.;
— срок действия результатов проведения специальной оценки условий труда, истекающий в период с апреля по сентябрь 2020 г., продлевается до 1 октября 2020 г.
Срок действия выданного сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда продлевается на 6 месяцев в отношении сертификатов, выданных в период с 20 апреля по 20 сентября 2015 г.
Переоформление выданных сертификатов в связи с продлением срока их действия не осуществляется;
— до 31 декабря 2020 г. на основании временного разрешения допускается производство спиртосодержащего косметического геля для рук организациями, осуществляющими производство пива.
Производство геля для рук разрешено в пределах объема, определенного временным разрешением, в потребительской упаковке объемом не более 255 куб. см для использования сотрудниками организации-производителя при осуществлении ими трудовой деятельности, а также для безвозмездной передачи некоммерческим медицинским организациям, некоммерческим организациям социального обслуживания, государственным или муниципальным учреждениям;
— срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы, истекающий в период со дня вступления в силу настоящего Постановления до 31 декабря 2020 г., продлевается до 31 декабря 2021 г., если реализация объекта государственной экологической экспертизы осуществляется без отступления от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы;
— до 1 марта 2021 г. продлевается срок действия:
аттестатов аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей, срок действия которых истекает в 2020 году;
свидетельств о присвоении категории гостиницам, срок действия которых истекает в 2020 году.
Запрет на предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении гостинице определенной категории применяется до 1 января 2022 г. в отношении гостиниц с номерным фондом 15 и менее гостиничных номеров.
Начало действия документа — 16.06.2020.
МФЦ, ПФР и другие внебюджетные фонды в 2020 году вправе установить временный порядок предоставления госуслуг
Правительство определило перечень госуслуг в отношении которых органы ГВБФ вправе утвердить временные порядки их предоставления (полный перечень таких услуг приведен в приложении к настоящему постановлению).
Во временных порядках могут предусматриваться: ограничение личного приема заявителей; предоставление необходимых документов в форме электронных копий; возможность идентификации заявителей посредством дистанционного взаимодействия.
Многофункциональные центры вправе с учетом текущей эпидемиологической обстановки определять особенности предоставления государственных и муниципальных услуг (вводить предварительную запись, сокращать перечень предоставляемых государственных (муниципальных) услуг; сокращать количество окон, осуществляющих прием заявителей.
Начало действия документа — 13.06.2020.
Срок действия документа ограничен 1 января 2021 года.
Правительство определило перечень сведений, от предоставления которых освобождены граждане, претендующие на получение соцподдержки
Правительство расширило перечень документов и сведений, предоставляемых в ходе межведомственного информационного взаимодействия.
Это, в частности сведения о госрегистрации рождения/смерти, регистрации заключения/расторжения брака, сведения о размере пенсий, выписки из ЕГРН об объектах недвижимости и др.
Таким образом, получение социальной помощи станет проще и доступнее, поскольку гражданам не придётся собирать соответствующие справки.
Начало действия документа — 11.06.2020.
Установлен порядок ведения реестра НКО, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции
Для включения организации в реестр необходимо соответствие одному из установленных критериев. В частности, такими организациями могут являться частные школы, а также благотворительные организации, применяющие УСН и пониженные тарифы страховых взносов.
Уполномоченным органом по формированию и ведению реестра определено Минэкономразвития России.
Информацию в реестр представляют Рособрнадзор и ФНС России.
Реестр является открытым для всеобщего ознакомления и подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа.
Определены, в том числе перечень информации, подлежащей включению в реестр, порядок исключения НКО из реестра.
Начало действия документа — 15.06.2020.
Правительством РФ вводятся дополнительные меры поддержки безработных
Определено, в числе прочего, что:
— гражданам, которым пособие по безработице назначено в размере минимальной величины пособия по безработице, такое пособие за май — июль 2020 г. устанавливается в размере 4500 рублей;
— индивидуальным предпринимателям, прекратившим свою деятельность после 1 марта 2020 г. и признанным безработными, пособие по безработице устанавливается в размере 12130 рублей на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г.;
— гражданам, признанным в установленном порядке безработными и имеющим детей в возрасте до 18 лет, размер пособия по безработице в июне — августе 2020 г. увеличивается пропорционально количеству таких детей из расчета 3000 рублей за каждого ребенка одному из родителей, приемных родителей, усыновителей, а также опекуну (попечителю);
— гражданам, признанным безработными и утратившим после 1 марта 2020 г. право на получение пособия по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, выплата пособия по безработице продлевается на срок, не превышающий 3 месяцев, но не позднее 1 октября 2020 г., в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день окончания установленного периода его выплаты, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, действующих на день принятия решения о продлении периода выплаты.
Начало действия документа — 13.06.2020.
В 2020 г. ГИА по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования проводится в форме промежуточной аттестации, результаты которой являются основанием для выдачи аттестата об основном общем или среднем общем образовании
Постановление Правительства РФ от 10.06.2020
Вступительные испытания при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году проводятся в форме ЕГЭ для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в текущем году и предыдущие годы, имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования, и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также для лиц, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных организациях.
Вступительные испытания в форме ЕГЭ проводятся в порядке проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования и в сроки (включая основные и дополнительные), утвержденные Минпросвещения России и Рособрнадзором.
В целях обеспечения технологической, кадровой, организационной готовности, санитарно-эпидемиологического благополучия и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции может быть проведен пробный экзамен в порядке и сроки, установленные Минпросвещения России и Рособрнадзором.
Начало действия документа — 13.06.2020.
Определен порядок приобретения, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, перевозки и транспортирования оружия, имеющего культурную ценность, государственными и муниципальными музеями
Музеи в целях, определенных законодательством о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, могут приобретать оружие у юридических лиц, имеющих право продавать находящееся у них на законных основаниях оружие, и у физических лиц, а также получать его от Минкультуры России путем безвозмездной передачи.
Для приобретения музеем оружия правоотчуждатель направляет в адрес музея заявление в письменной форме, в котором указываются способ планируемой передачи оружия (купля-продажа, дарение, пожертвование, безвозмездная передача), а также сведения о возникновении права собственности правоотчуждателя. К заявлению прикладывается заключение государственной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия.
После получения заявления и документов экспертной фондово-закупочной комиссией музея проводится экспертиза оружия для установления историко-культурной, художественной, научной и иной его ценности для включения в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Начало действия документа — 17.06.2020.
Актуализированы отдельные акты Правительства РФ по вопросам лекарственного обеспечения
Постановлением реализованы нормы Федерального закона от 27.12.2019 N 452-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Законом к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, отнесена организация обеспечения лиц, больных апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра).
Соответствующие поправки внесены в постановления Правительства РФ от 26.04.2012 N 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента», от 28.08.2014 N 871 «Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», от 05.05.2018 N 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», от 07.12.2019 N 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Начало действия документа — 17.06.2020.
Правительством отменены отдельные ограничения на въезд в Россию и выезд из нее
Распоряжение Правительства РФ от 06.06.2020 № 1511-р
Разрешен въезд в РФ из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с территории Республики Белоруссия, а также граждан Республики Белоруссия (при условии предъявления соответствующих документов):
лиц, въезжающих в РФ в целях лечения;
лиц, однократно въезжающих в РФ к нуждающимся в уходе больным близким родственникам (супругам, родителям, детям, усыновителям, усыновленным), опекунам и попечителям.
Кроме того, снято ограничение движения (также при условии предъявления соответствующих документов) через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу РФ, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы в отношении в том числе:
граждан РФ, выезжающих из России в целях лечения;
граждан РФ, являющихся членами семьи (супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными), опекунами и попечителями лиц, в том числе иностранных граждан, проживающих за пределами РФ;
граждан РФ, однократно выезжающих из РФ для получения образования в иностранных образовательных организациях.
Начало действия документа — 06.06.2020.
Увеличен срок возврата стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки при отмене зрелищных мероприятий
До внесения изменений в Положение об особенностях отмены, замены либо переноса зрелищного мероприятия при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (введении режима повышенной готовности) срок возврата полной стоимости билета составлял 30 дней со дня обращения посетителя, теперь — не позднее 180 дней со дня обращения. При этом возврат денежных средств осуществлялся также при переносе зрелищного мероприятия.
Теперь при переносе зрелищного мероприятия организация исполнительских искусств, музей или уполномоченное лицо вправе предложить посетителю прийти на перенесенное мероприятие по ранее приобретенному билету, абонементу или экскурсионной путевке либо обменять его на ваучер на перенесенное зрелищное мероприятие.
В случае если организация не позднее 6 месяцев с даты отмены режимов повышенной готовности (ЧС) не определила дату и время проведения перенесенного зрелищного мероприятия и не разместила информацию об этом, такое мероприятие считается отмененным и организация обязана осуществить возврат полной стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки (ваучера).
Также установлено, что ваучер обменивается на билет, абонемент или экскурсионную путевку (электронный билет), дающие право посетить мероприятие, дата и время которого были объявлены на условиях, сопоставимых с условиями посещения мероприятия согласно ранее приобретенному билету, абонементу или экскурсионной путевке, или при отсутствии такой возможности на лучших условиях (более высокая категория места) без взимания доплаты.
Скорректированы также сроки обращения посетителя за возвратом стоимости билета, абонемента или экскурсионной путевки.
Скорректированы условия субсидирования льготных кредитов для системообразующих организаций
Правила предоставления субсидий российским кредитным организациям на предоставление льготных кредитов системообразующим организациям и их дочерним обществам предусматривают закрытый перечень расходов, осуществляемых заемщиком за счет кредитных средств.
Постановлением вносится дополнение, предусматривающее возможность использовать полученные денежные средства в целях предоставления в пользу «ВЭБ.РФ» иного обеспечения исполнения своих обязательств по удовлетворению требований, возникающих в случае исполнения поручительства «ВЭБ.РФ», в том числе в целях оплаты услуг оценщика по оценке предметов залога и (или) уплаты банку-гаранту или поручителю вознаграждения за предоставление банковской гарантии или поручительства.
Помимо этого, определены случаи и порядок перераспределения суммарного объема кредитов заемщикам.
На 12 месяцев продлевается действие заключений в отношении лекарственных средств для медицинского применения, сроки которых истекли либо истекают в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года
Решение уполномоченного органа о продлении действия указанных заключений размещается на его официальном сайте в сети «Интернет». Информация о таком решении вносится также в государственный реестр заключений о соответствии производителя требованиям правил надлежащей производственной практики.
Также установлено, что в условиях чрезвычайной ситуации или в случае распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, заболеваний и поражений, полученных в результате воздействия неблагоприятных химических, биологических, радиационных факторов, при которых проведение инспектирования производителя, предусматривающего осмотр производственной площадки, не представляется возможным, заключение выдается на срок 3 года, который исчисляется со дня окончания проведения инспектирования производственной площадки по документам, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия, включая аудио- или видеосвязь.
Начало действия документа — 02.06.2020.
Правительством РФ установлен порядок проведения государственного контроля (надзора) за организацией и проведением техосмотра транспортных средств
Федеральным законом от 06.06.2019 N 122-ФЗ в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включена новая статья 22.1 «Государственный контроль (надзор) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств». В соответствии с указанной статьей Правительством РФ утверждается Положение о государственном контроле (надзоре) за организацией и проведением технического осмотра.
Госконтроль осуществляется посредством:
мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований;
мероприятий по госконтролю без взаимодействия с операторами техосмотра;
внеплановых (документарных и выездных) проверок операторов техосмотра;
контрольных закупок.
Предусмотрены в том числе права должностных лиц при проведении контроля. Они имеют право, в частности, в ходе выездной проверки при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа о проведении проверки беспрепятственно посещать и обследовать используемые оператором техосмотра территории, здания, строения, получать доступ к оборудованию, средствам измерения.
Правительство определило правила ежемесячной выплаты в размере 12130 рублей гражданам, взявшим под временную опеку лиц с ограниченными возможностями и детей-сирот
За период апрель — июнь 2020 г. специальные выплаты полагаются работникам организаций социального обслуживания, волонтерам и иным гражданам, принявшим на сопровождаемое проживание (в том числе под временную опеку) инвалидов и престарелых граждан, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Специальная выплата в размере 12130 рублей осуществляется на каждого гражданина, взятого под временную опеку, за каждый месяц (апрель — июнь) при условии, что период сопровождаемого проживания и (или) временного проживания (в том числе временной опеки) указанного гражданина у заявителя в течение одного месяца составляет не менее 7 календарных дней.
Реестр получателей формируется и утверждается субъектом Российской Федерации.
Обратиться за назначением специальных выплат следует в территориальный орган ПФР до 1 октября 2020 г., в том числе через единый портал госуслуг или МФЦ.
Заявление подлежит рассмотрению в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации, перечисление средств — в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты принятия решения.
Основаниями для отказа в удовлетворении заявления являются: отсутствие сведений о заявителе в реестре; предоставление недостоверных сведений.
Установлено также, что при расчете среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) получателей специальных выплат при назначении мер социальной поддержки специальная выплата не учитывается в составе такого дохода.
Скорректированы перечни категорий должников, в отношении которых введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов
Уточнено, что это следующие категории должников:
организации и ИП, включенные в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434;
организации, включенные в том числе в перечень (перечни) системообразующих организаций российской экономики в соответствии с критериями и порядком, определенными Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики.
Скорректированы сроки размещения ФНС России на своем официальном сайте перечней (с обеспечением их актуализации в соответствии с изменениями, вносимыми в указанные перечни) и направления их оператору Единого федерального реестра сведений о банкротстве (в течение одного рабочего дня со дня размещения на своем официальном сайте).
Установлен порядок выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом, а также требования к аптечным организациям, которые могут осуществлять такую торговлю
Дистанционным способом может осуществляться розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, за исключением отпускаемых по рецепту, наркотических и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов.
Дистанционная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями (за исключением индивидуальных предпринимателей), имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и владеющими такой лицензией не менее одного года, при наличии:
— не менее 10 мест осуществления фармацевтической деятельности на территории РФ;
— оборудованных помещений (мест) для хранения сформированных заказов;
— сайта в сети «Интернет» (допускается наличие мобильного приложения);
— собственной курьерской службы, имеющей оборудование, обеспечивающее поддержание необходимого температурного режима для доставки термолабильных лекарственных препаратов, или договора со службой курьерской доставки, имеющей такое оборудование;
— электронной системы платежей и (или) мобильных платежных терминалов, предназначенных для проведения электронных платежей, в том числе с помощью банковских карт, непосредственно в месте оказания услуги.
Для получения разрешения на осуществление дистанционной розничной торговли лекарственными препаратами аптечная организация направляет в Росздравнадзор заявление и документы, подтверждающие ее соответствие установленным требования. Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения должно быть принято в течение 5 рабочих дней.
Начало действия документа — 18.05.2020.
Разъяснены вопросы применения положений ГК РФ о прекращении обязательств
Указано, в частности, что перечень оснований прекращения обязательств не является закрытым, поэтому стороны могут в своем соглашении предусмотреть не упомянутое в законе или ином правовом акте основание прекращения обязательства и прекратить как договорное, так и внедоговорное обязательство, а также определить последствия его прекращения, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства.
Основания прекращения обязательства могут являться как односторонней сделкой (например, заявление о зачете) или соглашением (например, предоставление и принятие отступного), так и не зависеть от воли сторон (в частности, прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления).
Обращено внимание судов на то, что прекращение договорного обязательства по ряду оснований может быть выражено в форме соглашения сторон и представлять собой частный случай расторжения или изменения договора.
Проанализированы следующие способы прекращения обязательств: отступное, прекращение обязательств зачетом, новация, прощение долга, прекращение обязательства невозможностью исполнения и др.
Актуализированы отдельные постановления Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам
В связи с изменением законодательства, а также возникающими в судебной практике вопросами внесены поправки в следующие постановления Пленума Верховного Суда РФ:
от 19.12.2013 N 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога»;
от 27.04.2017 N 12 «О судебной практике по делам о контрабанде»;
от 15.11.2016 N 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности»;
от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
В частности, указано, что запрет определенных действий является наиболее мягкой из мер пресечения, избираемых только судом, и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных частью 6 статьи 105.1 УПК РФ, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных запретов.
В связи с этим при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, залога или заключения под стражу суду следует обсудить со сторонами возможность применения запрета определенных действий как альтернативы более строгой мере, а в случае если суд придет к выводу об отсутствии оснований для его применения, мотивировать этот вывод в судебном решении.
В случаях когда деяние, содержащее признаки преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, совершено лицом в целях устранения либо недопущения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Например, не влечет уголовной ответственности временное осуществление предпринимательской деятельности без лицензии (лицензия не продлена в установленные сроки), если прекращение указанной деятельности может привести к дезорганизации работы объектов жизнеобеспечения (прекращение водозабора, водоочистки, теплоснабжения жилья и социальных объектов населенного пункта, угроза техногенной аварии и т.д.).
Верховный Суд РФ разъяснил некоторые вопросы применения норм КАС РФ, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции
В частности, сообщается следующее:
при проверке соблюдения сроков апелляционного обжалования необходимо иметь в виду, что соответствующий срок не считается пропущенным, если жалоба, представление были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока (часть 4 статьи 93 КАС РФ). В этом случае дата подачи апелляционных жалобы, представления определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием жалобы, представления (справка почтового отделения, копия реестра на отправку почтовой корреспонденции, уведомление о поступлении документов в информационную систему, содержащее дату и время поступления документов, и др.);
если на судебный акт поданы апелляционные жалоба, представление, частная жалоба, представление и одновременно поставлен вопрос о восстановлении пропущенного срока их подачи, суд первой инстанции сначала решает вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока, а затем в случае отсутствия оснований для оставления без движения, возвращения жалобы, представления выполняет требования частей 1, 4, 6 статьи 302 КАС РФ о направлении лицам, участвующим в деле, копии жалобы, представления и приложенных к ним документов, о направлении дела (материала) вместе с жалобой, представлением в суд апелляционной инстанции;
при подаче апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления в установленный законом срок вместе с заявлением о восстановлении срока на их подачу такое заявление судом не рассматривается;
неуказание в жалобе, представлении номера административного дела, присвоенного судом первой инстанции, при наличии сведений об обжалуемом решении суда и соответствии жалобы, представления иным требованиям КАС РФ, неуказание адреса электронной почты или номера телефона при наличии иных данных, позволяющих известить лицо, подающее жалобу, представление, о движении дела, или при наличии названных сведений в материалах дела, а также иные недостатки, которые сами по себе не являются препятствием для рассмотрения жалобы, представления, не влекут оставление таких жалобы, представления без движения.
Срок для исправления недостатков жалобы, представления суду первой инстанции следует назначать с учетом реальной возможности их устранения, времени, необходимого на отправку и доставку почтовой корреспонденции, исходя из территориальной удаленности от суда места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу, а также с учетом иных обстоятельств;
судам первой инстанции необходимо учитывать, что если апелляционная, частная жалоба и приложенные к ним документы поданы лицом, не обладающим государственными или иными публичными полномочиями, в электронном виде и копии этих документов не были направлены другим лицам, участвующим в деле, то суд при наличии технической возможности размещает их на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа и (или) сообщает указанным лицам о поступлении жалобы способом, предусмотренным для направления судебных извещений (например, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти в сети «Интернет», электронной почтой, телефонограммой и др.), разъясняя возможность ознакомиться с ними и подать возражения;
установление в ходе рассмотрения административного дела нарушения срока апелляционного обжалования судебного акта при отсутствии определения о восстановлении этого срока или несоответствия апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления требованиям статьи 299 КАС РФ является основанием для оставления их без рассмотрения по существу при условии, что в суде апелляционной инстанции отсутствует возможность устранения выявленных недостатков;
неуплата лицом, участвующим в деле, государственной пошлины либо ее уплата не в полном размере не может служить основанием для возвращения апелляционной жалобы с делом судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных статьей 300 КАС РФ. В этом случае вопрос о взыскании государственной пошлины в установленном законом размере может быть разрешен судом апелляционной инстанции с учетом правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ;
в силу части 3 статьи 111 КАС РФ, в случаях если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных указанной статьей. Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению лица, заинтересованного в его разрешении. Данная норма права применяется в том числе к расходам, понесенным судом апелляционной инстанции в связи с рассмотрением административного дела, расходам, возникшим на стадии производства в суде апелляционной инстанции по инициативе суда апелляционной инстанции (например, расходам, связанным с назначением экспертизы, назначением адвоката), а также к расходам по уплате государственной пошлины.
Военнослужащий, воспитывающий ребенка, не лишен возможности увольнения с военной службы, если есть уважительные причины, препятствующие ее прохождению
Конституционный Суд РФ признал абзац пятый подпункта «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» не противоречащим Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования данная норма направлена прежде всего на защиту интересов несовершеннолетних детей граждан, проходящих военную службу, и не предполагает произвольного — без тщательного исследования всех обстоятельств дела (включая состояние здоровья ребенка, возможность посещения им дошкольной образовательной организации, наличие или отсутствие обстоятельств, препятствующих второму родителю участвовать в воспитании ребенка и уходе за ним, и др.) — отказа в увольнении с военной службы военнослужащих, после расторжения брака воспитывающих детей, не достигших возраста 18 лет.
Трудовой договор может быть признан заключенным на неопределенный срок при установлении факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции
Конституционный Суд РФ признал абзац восьмой части первой статьи 59 Трудового кодекса РФ не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой он по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает заключения с работником срочного трудового договора (в том числе многократного заключения такого договора на выполнение работы по одной и той же должности (профессии, специальности)) в целях обеспечения исполнения обязательств работодателя по заключенным им гражданско-правовым договорам об оказании услуг, относящихся к его уставной деятельности, а также последующего увольнения работника в связи с истечением срока трудового договора, если срочный характер трудовых отношений обусловлен исключительно ограниченным сроком действия указанных гражданско-правовых договоров.
Конституционный Суд РФ, в частности, отметил, что срок действия гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг в той или иной сфере деятельности (в том числе в области охранной деятельности), устанавливаемый при их заключении по соглашению между работодателем, оказывающим данные услуги, и заказчиками соответствующих услуг, сам по себе не предопределяет срочного характера работы, выполняемой работниками в порядке обеспечения исполнения обязательств работодателя по таким гражданско-правовым договорам, абзац восьмой части первой статьи 59 Трудового кодекса РФ не может быть применен в качестве правового основания для заключения с этими работниками срочных трудовых договоров.
Указанное тем более актуально в ситуации, когда со ссылкой на оспариваемое законоположение между теми же сторонами на протяжении длительного времени многократно заключаются срочные трудовые договоры на выполнение работы по одной и той же должности (профессии, специальности).
Вместе с тем факт многократности заключения срочных трудовых договоров для выполнения работы по одной и той же должности (профессии, специальности), как правило, свидетельствует об отсутствии обстоятельств, объективно препятствующих установлению трудовых отношений на неопределенный срок. Также на допустимость признания трудового договора заключенным на неопределенный срок при установлении в ходе судебного разбирательства факта многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции указывал и Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 17 марта 2004 года N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».
Конституционный Суд РФ не увидел нарушений в рассмотрении коллегиальными органами определенной категории дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена законами субъектов РФ
Конституционный Суд РФ признал не противоречащими Конституции РФ часть 3 статьи 28.6 и часть 6 статьи 29.10 КоАП РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они означают, что разрешение в установленном ими порядке дел об административных правонарушениях в области благоустройства территории, предусмотренных законом субъекта РФ, совершенных с использованием транспортного средства и зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, может быть отнесено законом субъекта РФ к подведомственности административных комиссий, образованных на основании его закона, и что оформленное в форме электронного документа постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное административной комиссией, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью ее уполномоченного должностного лица.