Новости

Муниципальное учреждение культуры «Ржевская централизованная библиотечная система» (МУК «Ржевская ЦБС») 19.08.2020

Опубликовано: 20.08.2020

С румянцем, золотые, наливные,

Оранжевые, жёлто-красные…

Такие ароматные, живые

На блюде – яблоки прекрасные!

Вот-вот наступит один из главных православных праздников – Яблочный Спас. Считается, что праздник этот напоминает людям о необходимости духовного преображения. Праздник Преображения Господня называется еще Вторым, или Яблочным, Спасом. Вкушать яблоки до Преображения считалось великим грехом. В народе этот день зовется Яблочным Спасом, поскольку именно 19 августа на Руси было принято срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

На Яблочный Спас существуют свои собственные приметы — считается, что в этот день все яблоки получают волшебные свойства. И если в этот праздник при употреблении яблок загадать желание, то оно вскоре сбудется. Яблочный Спас в России традиционно праздновался широко и всенародно. Принято было угощали яблоками как можно больше людей: родных, близких, друзей, а также особым богоугодным делом считалось угостить в этот день обделенных людей — нищих, бедных, сирот, стариков. Сначала нужно было раздать как можно больше яблок всем нуждающимся, а затем только пробовать яблоки и блюда из них самому.

В Яблочный Спас готовили всевозможные яблочные блюда — считалось, кто сможет приготовить большое количество блюд с яблоками — того ждет богатый урожайный год. Пекли пирог с яблоками, варили яблочное варенье, придумывали всевозможные десерты на основе яблок — пастилу, конфетки. Варили яблочные напитки — сидр, компоты, наливки.

На Яблочный Спас девушки общались с яблоневым деревом, чтобы оно наделило их своей свежестью и красотой. Для этого водили хоровод, а листья яблони вплетали в венки. Волосы для густоты и красоты расчесывали на закате именно специальным гребнем из яблочного дерева.

Вечером уже всей деревней люди выходили в поле и провожали лето. Считалось, что оно именно после Яблочного Спаса начинает сменяться осенью.

По погоде на Яблочный Спас судили о будущем январе — такой же январь, как и Яблочный Спас. Если в Яблочный Спас погода была сухая — то и осень такая же, если дожди — то и осень мокрая.

А как отразилась эта тема в русской литературе?

Прекрасный русский писатель Иван Шмелев в произведении «Лето Господне» описывает освящение яблок в церкви через восприятие ребенка:

«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки — зелено-золотистый, мягкий… Золотое и голубое утро в холодочке. В церкви — не протолкаться. Проплывают над головами узелочки — все яблочки, просвирки, яблоки. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть Преображение.

Священники и дьякон в необыкновенных ризах, которые называются «яблочные». Конечно, яблочные! По зеленой и голубой парче, если вглядеться сбоку, золотятся в листьях крупные яблоки и груши, и виноград, — зеленое, золотое, голубое: отливает. Когда из купола попадает солнечный луч на ризы, яблоки и груши оживают и становятся пышными, будто они навешаны.

Священники освящают воду. Потом старший, в лиловой камилавке, читает над нашими яблоками молитву о плодах и винограде, — необыкновенную, веселую молитву, — и начинает окроплять яблоки…»

У Евгения Носова есть рассказ «Яблочный Спас».

«Утро клубилось молодыми августовскими туманами…»- так начинает автор свое повествование.

И вот вместе с ним мы переносимся в мир природы, красоты, «видим» скошенные поля в блестках оброненной соломы, вдыхаем запах «яблочного ветра» и пьянящий аромат с примесью «душицы, полынка и еще чего-то волнующего и родного». На душе тихо, спокойно, светло и радостно. Почему же автор называет свой рассказ «Яблочный Спас»? Речь не только о православном празднике. Слово Спас происходит от слова спасти. Спасти души людей, пока они совсем не очерствели, спасти от безразличия, глухоты.

Источники: https://lib-nl.ekb.muzkult.ru/news/57956354;

http://cb-rzhev.blogspot.com/2015/08/blog-post_19.html

 

В помощь внеклассному чтению. Библиотека рекомендует

 

Виталий Бианки (1894 – 1959) открыл советским малышам волшебный мир природы, на страницах его книг жизнь животных наполнена невероятными приключениями. Писателя называют волшебником, сумевшим увидеть чудеса в простых вещах. Легкий и красочный язык, подкрепленный знаниями биолога и натуралиста, без труда будит воображение каждого ребенка.

«Все мы родом из детства» — это выражение подходит Виталию Бианки как никому другому. Мальчик родился и вырос в удивительной среде. Отец Валентин Львович, заведующий орнитологическим отделом зоологического музея Петербургской академии наук, устроил дома настоящий зоопарк. Комнаты были наполнены клетками с птицами, рядом соседствовали аквариум и террариум с ящерицами, змеями и черепахами. Семья, прихватив живность, на лето уезжала в деревню Лебяжье. Однажды во дворе дачи Бианки даже поселился лосенок, подобранный егерями, но осенью животное пристроили в зоопарк.

На природе открывался еще более увлекательный мир, с которым отец спешил знакомить детей. Сыновья бродили с ним по лесам, записывали наблюдения, учились охотиться и рыбачить. Интерес к природе и науке определил профессии детей. Старший сын посвятил жизнь энтомологии, средний стал метеорологом. А младший, Виталий, видел себя ученым-орнитологом, впечатлившись поездками в Лебяжье, где пролегал великий морской путь перелетных птиц.

Любовь к животным – не единственное детское пристрастие Виталия. Мальчик писал стихи, хорошо пел, а еще отлично играл в футбол. Окончив гимназию, будущий писатель поступил в Петербургский университет, на отделение естественных наук, но Первая мировая война внесла коррективы – молодого человека мобилизовали.

После Октябрьской революции Виталий Валентинович несколько лет прожил на Алтае, в городе Бийске. Здесь писатель читал лекции по орнитологии, работал в краеведческом музее, знакомил с азами биологии школьников, организовывал научные экспедиции и писал рассказы для детей.

Наблюдения за жизнью животных Виталий записывал — эти заметки стали основой произведений о природе. Список библиографии автора содержит более 300 сказок, повестей, статей и рассказов, а свет увидели 120 книг.

Литературный талант Виталия Бианки расцвел после возвращения в 1922 году с Алтая в родной город. В Ленинграде он попал в кружок детских писателей Самуила Маршака и с головой ушел в создание мира, сотканного из щебета птиц, зелени трав и приключений животных.

Первую сказку «Путешествие красноголового воробья» оценили юные читатели, а в благодарность получили целый ряд отдельных книг: «Лесные домишки», «Мышонок Пик», «Чей нос лучше?».

Не одно поколение детей зачитывалось миниатюрными юмористическими рассказами «Как муравьишка домой спешил», «Первая охота», «Мишка-башка», «Теремок», «Сова» и др. В 1932 году в книжных магазинах появляется первый большой сборник писателя – «Лесные были и небылицы».

Необыкновенной работой, не знавшей еще аналогов в литературе, стала книга «Лесная газета». Виталий Бианки начал этот труд в 1924 году, до 1958 года вышло 10 изданий, которые постоянно дополнялись и меняли вид.

Энциклопедия, календарь, игра – это все о «Лесной газете», состоящей из 12 глав, каждая посвящена месяцу года. Материал писатель облекал в газетные жанры: на странице книги появились телеграммы, объявления, хроники и даже фельетоны, содержащие новости о жизни леса. «Лесную газету» тепло приняли дети и в других странах – книгу перевели на несколько языков.

Дополнительное признание Виталию Валентиновичу принесла передача на радио «Вести леса», полюбившаяся юным слушателям 50-х годов. Бианки пояснял, что познавательная программа задумывалась как подарок послевоенным детям – «чтобы не скучали ребята, а радовались». В эфир «Вести леса» выходили раз в месяц, передача представляла собой тоже своеобразный календарь.

В последние годы жизни Виталия Бианки мучили болезни. Пока еще мог ходить, часто выезжал ближе к природе, в Новгородской области иногда снимал половину частного дома и гулял по любимому лесу. Автор увлекательных книг для детей Виталий Валентинович Бианки умер в 65 лет.

Источник: https://24smi.org/celebrity/18525-vitalii-bianki.html

Читать рассказы и сказки: http://bianki.lit-info.ru/bianki/proza/lesnaya-gazeta/index.htm