Литературный календарь
15 октября – 115 лет со дня рождения Чарльза Сноу
Чарльз Перси Сноу – английский писатель-реалист, физик, химик и государственный деятель. Рыцарь-бакалавр, командор ордена Британской империи.
Родился в 1905 году в Лестере. Получил образование в Колледже Лестершира и Ратленда в родном Лестере, после чего закончил Кембриджский университет, где с 1930 года, получив в 25 лет степень доктора наук (за работы по спектроскопии), преподавал в Колледже Христа.
Однако его и научная, и литературная деятельность были прерваны назначением на должность правительственного советника по вопросам вооружений и подбора научных кадров. Впредь Сноу занимал разнообразные посты в правительствах Великобритании, преимущественно лейбористских. Так, в 1940–1944 годах он был техническим директором министерства труда, в 1945–1960 – комиссаром гражданской службы, в 1964–1966 – парламентским секретарем министерства технологии лейбористского кабинета Гарольда Вильсона.
С 1950 года был женат на писательнице Памеле Хенсфорд Джонсон. В 1952 в семье родился сын Филип.
В 1957 году он получает дворянское достоинство за свои заслуги перед государством. А уже в 1964 ему присвоили пожизненный титул пэра Англии.
В 1961–1964 годах Сноу занимал выборный пост ректора Университета Сент-Эндрюса.
Первой опубликованной книгой Сноу стал детектив Смерть под парусом (1932). Среди его других работ – биография Энтони Троллопа, цикл романов «Чужаки и братья» и «Реалисты» – исследование творчества Стендаля, Бальзака, Льва Толстого, Достоевского, Диккенса, Бенито Переса Гальдоса, Генри Джеймса и Пруста.
7 мая 1959 года Сноу произнес в Кембридже Лекцию Рида, озаглавленную «Две культуры и научная революция», в которой он высказал сожаление о разрыве между учеными и интеллектуалами-литераторами, технической и гуманитарной интеллигенцией. Текст этой лекции, опубликованный в этом же году отдельной брошюрой (и в конце века отнесенный к сотне самых влиятельных книг послевоенного периода), стал причиной широкой и продолжительной общественной дискуссии о «физиках и лириках», затронувшей не только Запад, но и СССР.
Был дружен с математиком Г. Х. Харди, физиком П. М. С. Блэкеттом, биофизиком Дж. Д. Берналом, историком-культурологом Жаком Барзэном.
Умер Сноу в Лондоне 1 июля 1980 года.
Источник: https://www.koob.ru/snow/
Читать книги Чарльза Сноу: https://mir-knig.com/author/40031
Литературный календарь
15 октября исполняется 123 года со дня рождения известного русского писателя-сатирика, журналиста и сценариста Ильи Ильфа, одного из создателей культовых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Тонкий литературный талант, искромётный юмор, необычное отношение к жизни – всё это позволило писателю войти в историю мировой литературы.
Иехиель-Лейб Арьевич Файнзильберг (настоящее имя Ильи Ильфа) родился в Одессе, третьим из четырёх сыновей, в семье банковского служащего. Отец, отдавая мальчишек в коммерческое и ремесленное училища, лелеял мечту о том, что они приобретут настоящие мужские специальности, позволившие крепко стоять на ногах. Но, судьба распорядилась иначе. Трёх из четверых крепко поцеловали музы искусств и увели в неизведанные дали мук и счастья творчества…
Старший, Александр, выполняя волю отца, поступил в коммерческое училище и стал… художником. Второй, Михаил, тоже был определён в коммерческое и тоже стал… художником. Только младший получил серьёзную профессию, был инженером-топографом и работал в лёгкой промышленности.
После окончания ремесленной школы в 1913 году Ильф работал в чертёжном бюро, на телефонной станции, на авиационном заводе и… на фабрике ручных гранат. Его первыми литературными произведениями стали статистические отчёты, готовить которые приходилось достаточно серьёзно. По словам бывших коллег, его начальница всё время удивлялась: «Что вы расписались? Вы что, писатель?». Да, в свободное от скучной работы время Иехиель-Лейб писал короткие юмористические рассказы под псевдонимом Илья Ильф.
Псевдоним Ильф получился из механического совмещения начальных букв имени и фамилии. Но своего происхождения Илья Арнольдович никогда не скрывал: «Всё равно про меня напишут, что родился в бедной еврейской семье».
Несмотря на юмор, которым всегда были пропитаны его рассказы, часто он был довольно грустным. Однажды, описывая себя, Ильф написал в записной книжке: «я принадлежу к людям, которые входят в дверь последними». Эти слова отображали действительность.
Жизнь в Одессе не складывалась. Печататься было негде. Найти работу оказалось невозможно. В жизни писателя произошла трагедия – умерла мать, с которой у него были очень тёплые отношения. Его братья уехали во Францию, общение с отцом не складывалось. Необходимость что-то изменить и толкнула писателя на переезд в Москву в 1923 году.
В Одессе осталась любимая женщина писателя – Мария Тарасенко. В век, когда не было телефонов, интернета и всевозможных гаджетов, возлюбленные обменивались письмами. Ильф писал своей любимой каждый вечер: «Милая моя девочка, разве Вы не знаете, что вся огромная Москва и вся её тысяча площадей и башен – меньше Вас. Всё это и всё остальное – меньше Вас».
Эту переписку Мария Николаевна хранила всю свою жизнь. Ранние письма будущего великого сатирика принадлежали только ей. Их случайно нашла дочь Ильфов почти через четверть века после смерти матери. «Эти письма – любовь в чистом виде», — скажет она.
В Москве Ильф устроился на работу в газету «Гудок». Одессита взяли на должность литературного правщика четвёртой полосы. В его обязанности также входило писать злободневные фельетоны, составленные из писем, полученных редакцией. Это было отличной литературной практикой и достаточно тяжёлым трудом.
В 1924 году в Москву переехала Мария Тарасенко, и возлюбленные смогли пожениться. Совместная жизнь началась в бедности, в крошечной комнате коммунальной квартиры.
Знакомство с Евгением Петровым – партнером по перу – произошло в доме у писателя Валентина Катаева. Катаев познакомил Ильфа со своим братом Евгением, который взял творческий псевдоним «Петров», чтобы в литературном мире его не ассоциировали со знаменитым братом.
Однажды Катаев предложил Ильфу и Петрову написать роман о весёлом мошеннике, который ищет бриллианты, спрятанные в голове глиняной статуи. Идея не понравилась. Оба автора даже не предполагали, как можно писать вдвоем. Тогда Катаев пообещал «пристроить» роман в издательство. Протекция мэтра значила многое, и оба литератора решили попробовать.
Роман шёл тяжело. Идею про статую отмели сразу. Стулья родились в процессе совместного творчества. Процесс написания книги шёл так: оба автора обсуждали какой-то эпизод, когда они приходили к совместному мнению, Евгений Петров садился за стол и записывал, а Ильф диктовал, подбирая необходимые слова.
Роман был окончен в 1928 году и имел бурный успех у читателей. Книгу молодых авторов тогда поддержал Владимир Маяковский. Но ещё до первой публикации цензура изрядно сократила роман – процесс «чистки» продолжался в течение десяти лет, в итоге книга уменьшилась почти на треть. Так началось совместное творчество писателей, которое длилось на протяжении 10 лет. В конце 20-х годов были опубликованы повесть «Светлая личность», цикл сатирических новелл «1001 день, или Новая Шахерезада». Часто Ильф называл себя «грустной Шахерезадой, которая выдумывает весёлые истории».
Вскоре вышел в свет второй роман Ильфа и Петрова «Золотой теленок» — продолжение «Двенадцати стульев», получивший тёплые отзывы критиков. В соавторстве с Евгением Петровым Ильф написал киносценарии к фильмам «Чёрный барак», «Однажды летом», «Цирк». В 1935 году писатели совершили путешествие в США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка».
Мало кто знает, что Илья Ильф, кроме литературы, увлеченно занимался фотографией и вошел своим фототворчеством в плеяду лучших модернистов этого жанра. Сохранилось более ста пятидесяти снимков, сделанных им в начале 30-х годов.
Всю свою жизнь Илья Ильф вёл записные книжки, которые его коллега Евгений Петров называл «писательской кухней». Многие фразы, вложенные в уста сына турецкоподданного Остапа Бендера, были взяты из этих записных книжек Ильфа. Именно с его лёгкой руки миллионы читателей по всему миру отправляются в путешествие по «краю непуганых идиотов». После смерти писателя осталось 37 заполненных книжек. Самые яркие афоризмы живут до сих пор:
«Я родился между молотом и наковальней».
«Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу».
«Надо показать ему какую-нибудь бумагу, иначе он не поверит, что вы существуете».
«Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком».
«Ей четыре года, но она говорит, что два. Редкое кокетство».
«Это были гордые дети маленьких ответственных работников».
«Конкурс лгунов. Первый приз получил человек, сказавший правду».
«Не надо бороться за чистоту, надо подметать!»
Ранняя смерть в возрасте 39 лет в 1937 году осиротила его семью и нашу литературу. Илья Ильф был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Во время его похорон Евгений Петров произнес: «Я присутствую на собственных похоронах…».
Собрат по перу прилагал много усилий для публикации записных книжек Ильфа, задумал большое произведение «Мой друг Ильф». Но его планам не суждено было сбыться – началась война. Евгений Петров, будучи военным корреспондентом, погиб в подбитом фашистами самолете.
Источники: https://stuki-druki.com/authors/Ilf.php; https://fb.ru/article/421084/ilya-ilf-biografiya-semya-tsitatyi-i-luchshie-knigi.
В помощь внеклассному чтению. Библиотека рекомендует
Сказки Тамары Габбе
Все мы выросли на сказках, переведенных или пересказанных Габбе. Но немногие помнят имя этой писательницы. Мало кто знает драматурга Габбе. Редактора Габбе совершенно забыли. А о такой поэтессе мы никогда и не слышали. Предлагаем поближе познакомиться с творчеством Тамары Габбе.
Наибольшую известность приобрели ее сказочные пьесы для детей, выходившие отдельными книжками. Их не раз и с большим успехом ставили в московских и других театрах страны. Среди них есть пьеса, в основу которой положены легенды и героические предания русского народа («Авдотья Рязаночка»). Есть драматические сказки, источником которых являются классические сказочные сюжеты, по-своему понятые и развитые («Хрустальный башмачок», «Сказка про солдата и змею»). Есть, наконец, и такие, где и замысел, и герои, и развитие действия целиком созданы автором. Это – «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах» и «Оловянные кольца».
«Волшебные кольца Альманзора» – красивая сказка о любви и верности, в которой чудес и приключений хоть отбавляй. Здесь есть все: и волшебник, и королевский дворец, и цветущий сад, и коварные пираты… Но самое главное – Оловянные кольца, которые нельзя ни украсть, ни продать, ни отнять. Они обладают могучей чудодейственной силой, но проявляют ее только тогда, когда достаются в подарок любящим друг друга людям. И как бы ни старались глупые или трусливые, жадные или жестокие люди извлечь из этих колец силу, – им это не удастся. Кому-то они несут радость, кому-то огорчение, вот только счастливыми от них не становятся. Наверное, потому, что счастье и любовь не могут принести никакие кольца – будь они из олова или из золота. Свою судьбу человек творит сам…
В пьесах переплетаются героические и комедийные мотивы, действие развивается напряженно, интригующе, язык персонажей богат и выразителен. В пьесах присутствуют сказочные герои-звери (лев, медведь, заяц), есть волшебный меч Гильома, сбывающиеся пророчества, воскрешение героя и другие сказочные чудеса. В четырех пьесах помещены стихи, специально написанные С. Маршаком.
Обратившись к пьесам для детского и юношеского театра, Тамара Габбе сумела стать ровесницей своим читателям и зрителям. «Романтическое воображение, затейливость, способность играть всерьез» – как раз те качества, которые Тамара Григорьевна взяла в свой арсенал драматурга, благодаря им, в частности, так увлекательны ее пьесы.
Неоспоримый вклад Габбе в русскую культуру – переводы и пересказы сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение. Именно в ее обработке мы знаем многие сказки Шарля Перро, братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, Ханса Кристиана Андерсена и Эдуарда Лабулэ. Именно в ее обработке мы читаем историю про путешествия Гулливера.
Из ее фольклористских трудов самый значительный – книга «Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи». Книга вышла посмертно в 1966 году, в Новосибирске с двумя послесловиями – С. Маршака и В. Смирновой; до нее, но тоже посмертно вышел сборник «По дорогам сказки» (в соавторстве с А. Любарской, М., 1962).
Тамара Григорьевна Габбе всю жизнь посвятила тому, чтобы для всех любителей сказки раскрыть ее прелесть, мудрость, юмор и грусть, ее глубокий смысл и вечную юность. Ее сказки многократно издавались отдельными книжками, в сборниках и в хрестоматиях, экранизировались.
Источники: https://gabbe.ru/index.php/ru/live/biography; http://vokrugknig.blogspot.com/2018/03/blog-post_16.html?m=1
Читать пьесы, киносценарии, повести, сказки и сборники сказок, созданные или переведенные Тамарой Габбе: https://gabbe.ru/index.php/ru/plays-works