Александр Александрович Дьяков (псевдонимы А. Незлобин, Житель) родился 2 ноября 1845 года в Ржеве Тверской губернии. Сын купца, первоначальное образование получил в Ржевском уездном училище, затем у частного гувернера Геринга.
В 1857 году отчим отвез его в Москву, где он поступил в Строгановское рисовальное училище. Но вскоре из-за жестокости одного из педагогов, Дьяков бежал оттуда. В 1859 году определился в петербургский Технологический институт, но ее окончил его. Вернулся в Ржев, занялся торговлей, но разорился.
Во второй половине 60-х годов XIX века жил в Петербурге. В 1869 году, получив рекомендации от двух литераторов, Дьяков уехал на юг России и поступил учителем в село Благодатное, Александровского уезда, Екатеринославской губернии.
Школа эта была под руководством известного педагога, барона Н. А Корфа. Дьяков проработал в школе год и разошелся с бароном, хотя тот назначал его секретарем училищного совета. Затем год он проработал нотариусом в Александровске, после чего уехал в Харьков, где вступил в нигилистический кружок и работал учителем в селе Ольшанах.
Потом вернулся в Петербург, где в «Новом Времени» опубликовал свой роман «Степные миссионеры». В это же время Дьяков сотрудничал и в разных мелких изданиях. Еще будучи в Харькове, примкнул к революционным кружкам и устроил с несколькими товарищами нападение на почту, окончившееся неудачно.
В 1874 году бежал за границу, в Цюрих, там писал антинигилистические повести и рассказы.
Из Цюриха Дьяков переехал в Дрезден, где занимался живописью. Несколько раз он приезжал под чужими именами в Россию, имел отношения с «Московскими Ведомостями» и «Русским Вестником» и был корреспондентом «Московских Ведомостей» в Сербии и Черногории.
В 1880 году Дьяков явился в Россию под собственной фамилией и был арестован, но вслед за тем освобожден от ответственности. Писал очерки, рассказы, фельетоны на различные темы. По мнению А. П. Чехова, это была «не критика, не мировоззрение, а ненависть, животная, ненасытная злоба».
Умер 16 июля 1895 года близ Одессы.
Литература:
Ржев : словарь-справочник. – Ржев, 2006.
Русские писатели. 1800–1917: биографический словарь. Т. 2. – М., 1992.
Кондратьев О. А. Ржев: литературные встречи. – Ржев, 2003.
Улицкая – детям
Людмила Улицкая – один из самых читаемых современных российских авторов. Наиболее известны читательской аудитории ее романы для взрослых: «Лестница Якова», «Зелёный шатер», «Даниэль Штайн, переводчик», «Казус Кукоцкого», «Искренне ваш Шурик», «Медея и её дети» и др., но есть и книги для детей, которые скорее можно назвать книгами, предназначенными для семейного чтения. Предлагаем с ними познакомиться.
Людмила Улицкая «Детство сорок девять»
В целом после прочтения этой книги родители смогут рассказать своим детям о том, как все было, когда они были маленькими.
Маленькая книжка является ничем иным, как персональной машиной времени, настроенной на дошкольный возраст читателя. Каждый из шести коротеньких рассказов погружает в детство не хуже, чем случайно обнаруженный в столе календарик с кошкой за 1980 год. Переживания, казавшиеся давно стертыми, воскресают и живут с новой силой.
«Вообще книжка Улицкой по своему духу вполне могла оказаться и частью «рассказов для детей» Толстого. Некоторые истории настолько дидактичны, что хочется читать их детям в воспитательных целях. Про гвозди, мальчика и его прадеда; про подслеповатого «деда-шептуна» и его бестолковую внучку; про «бумажную победу» болезненного мальчика над дворовыми хулиганами…» — из рецензии Анны Андерсен.
Истории Людмилы Улицкой
Историй, специально написанных для детей, у Улицкой три. Они не связаны с ее воспоминаниями о детстве и советской реальностью. Герои этих историй живут в своих мирах, кто на подоконнике, кто в клетке без дверцы, кто в углу, кто в доме-шкафу, а кто и в квартире на первом этаже пятиэтажного дома. Выходят герои за пределы своих миров с одной целью – сделать что-то для другого. Все три книги объединены одной идей, что если мы вместе, то всем будет хорошо, а в жизни возможны любые чудеса. И родителям с детьми будет интересно прочитать эти книги, а потом вспоминать свое детство, пить чай и рассказывать свои интересные истории детям.
Людмила Улицкая «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую мышь»
Эту историю Людмила Улицкая придумала для своих детей более 20 лет назад. Но опубликована «История…» была только в ХХI веке.
Мышь, о которой пойдет речь, была одинокой, характер у нее был нелюдимый, вернее не мышиный, и все ее общение с многочисленными родными сводилось к поздравительным открыткам, которые она любила им писать. У Мыши скопилось великое множество всякого добра, и она попросила известного в городе краснодеревщика жучка Шашеля выточить ей шкаф. Однажды Мышь обнаружила, что в ее шкафу появился некто по имени Федя, и решила поймать незваного гостя, который не давал ей покоя, поедал и портил ее запасы. Для этого она отправилась на рынок и купила там кота с редким именем Игнасий…Но когда в замечательном шкафу начался пожар, кот Игнасий сбежал, бросив хозяйку на произвол судьбы, а отважный Федя спас ее. А добрый сосед Таракан пригласил ее жить к себе. И теперь Мышь не пишет множество открыток, а пишет одну-единственную. Догадайтесь – кому?
Людмила Улицкая «История про воробья Антверпена, кота Михеева, столетника Васю и сороконожку Марью Семеновну с семьей»
Сначала у каждого героя книги была своя печальная история одиночества. Воробей, по прозвищу Перхач, из-за того, что родился самым слабым в семье и его братья все время издевались над ним. Услышав красивое название города Антверпен, воробей взял его себе в качестве имени и улетел из семьи, найдя пристанище в покинутом доме, где жил столетник Вася, оставленный своим хозяином. Воробей стал приносить воду и поливать цветок, а еще переворачивать страницы энциклопедии, которую читал Вася. К ним присоединился кот, который родился на чердаке большого дома и был брошен своей матерью, даже без имени. Кот сам придумал себе имя: Михеев, хотя это была фамилия жильца с третьего этажа. Еще в заброшенном доме жила сороконожка Марья Семеновна. И когда у нее родились дети, воробей Антверпен приносил зерна и варил кашу маленьким сороконожкам, у которых еще не было имен. Однажды столетник Вася погиб, и Марья Семеновна предложила его похоронить. Какова же была радость всех, когда через время в центре могилы появился росток, и оказалось, что столетник Вася жив. Вася дал возможность маленьким сороконожкам выбрать себе имена и сказал следующее:
– Уважайте своё имя! Существа, которые уважают своё имя не обижают слабых и любят всех, даже тех, кто на них нисколько не похож!
Людмила Улицкая «История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребенке Равкине»
История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребенке Равкине начинается с того, что три жителя маленького домика в деревеньке – старик, плакса-кобыла и резвый жеребенок – переезжают в городскую квартиру. Непривычно, конечно, после сельских просторов, но зато Кулебякин может в любой момент купить Миле булку с маком, и не бегать за ней за 12 километров. Самой кобыле Миле удобно в ванной отстирывать заплаканное лицо и завивать гриву, ну а жеребенок Равкин вообще осуществляет свою мечту – устраивается на работу в цирк. Там он ходит на передних ногах, поет романсы и играет на дудочке. Вот и весь сюжет… Но, за простыми наивными словами у Улицкой открывается странная страна, попадая в которую начинаешь верить в чудеса, добрых стариков и поющих жеребят.
Источник: http://www.rodb-v.ru/news/obyavleniya/lyudmila-ulitskaya-pisatel-nashikh-dney/
Уважаемые ржевитяне!
С 3 ноября по 30 декабря 2020 года в читальном зале центральной библиотеки им. А. Н. Островского действует фотоэкспозиция «Природа заповедного края», посвященная природе Центрально-Лесного государственного заповедника.
Место расположения заповедника – Нелидовский и Андреапольский районы Тверской области. Географы называют эту территорию Главным водоразделом Русской равнины. Здесь, в одном лесном квартале, берут начало реки, протекающие на север и юг и впадающие в Волгу и Западную Двину.
На фотоэкспозиции использованы фотографии из архива ФГБУ «Центрально-Лесной государственный природный биосферный заповедник».
«В дружбе народов – единство России»
4 ноября – День народного единства
Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.
После смерти в 1584 году царя Ивана Грозного на русский престол взошел его сын Федор I Иоаннович. Однако потомков он не оставил, и династия Рюриковичей пресеклась. Однако все помнили про младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего при загадочных обстоятельствах в Угличе. С этого момента в России начинается период, вошедший в историю как Смутное время: то тут, то там стали появляться «лжедмитрии», претендующие на престол, а также их противники и обличители.
На русском престоле началась настоящая чехарда: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Семибоярщина, польский королевич Владислав, Лжедмитрий II, а за ним и Лжедмитрий III. Вместе с ними пришли польские захватчики, которые проводили политику террора, грабежа, массовых зверств.
Страна и народ были измучены до крайности. Многие всерьез поговаривали об окончательном падении московского царства. Но патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» – писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
С изгнанием поляков из Кремля завершился долгий период Смутного времени в России. Через несколько месяцев после освобождения Москвы Земский собор избрал нового царя представителя династии Романовых – Михаила Федоровича, положившего начало трехсотлетнему правлению династии Романовых в России.
Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645–1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Источники: https://ria.ru/20121103/908875140.html; https://zen.yandex.ru/media/id/5d6b5c5480879d00ad3cc14c/den-narodnogo-edinstva-istoriia-prazdnika-