Новости

Новый роман Евгения Водолазкина «Оправдание Острова» выходит этой осенью

Опубликовано: 18.11.2020

В «Редакции Елены Шубиной» («АСТ») готовится к выходу новый роман Евгения Водолазкина – «Оправдание острова».

Евгений Водолазкин – ученый-медиевист, специалист по русскому Cредневековью, доктор филологических наук – в начале 2010-х вдруг возглавил списки самых престижных литературных премий: его роман «Соловьев и Ларионов» вошел в шорт-лист «Большой книги», следующий «неисторический роман» «Лавр» сделал автора лауреатом уже двух российских конкурсов, «Ясной Поляны» и «Большой книги», а также вошел в топ-10 книг о Боге, по версии известного британского издания The Guardian.

Действие нового, седьмого романа Евгения Водолазкина «Оправдание Острова» разворачивается на Острове, которого нет на карте, но существование которого не вызывает сомнений. Согласно древнему предсказанию, Остров ждут большие испытания.

Согласно аннотации, «Оправдание Острова» — одновременно псевдоисторический роман, житие, притча и современная наджанровая проза. В книге слились несколько эпох: Средневековье, ХХ век и современность. В ней сталкиваются характеры разных людей: властных правителей, мудрецов-нестяжателей, площадных ораторов, монахов-летописцев, поборников нового и приверженцев старого.

Роман «Оправдание Острова» стилизован под хронику, которую комментирует княжеская чета – Ксения и Парфений. С одной стороны, это люди Средневековья. С другой – персонажи времени. Они рассуждают о теории эволюции и ошибках Дарвина, заполняют анкеты и ездят за границу, где пьют в кафе пьют кофе с круассанами, а также участвуют в создании фильма по мотивам их жизней.

Слово «оправдание» использовано в заглавии романа в разных своих значениях. С одной стороны, это процесс оправдывания, а с другой – что-то, а точнее, кто-то, кто одним своим присутствием оправдывает непростую историю Острова.

Почерк Водолазкина в романе узнаваем: книга продолжает традиции «Лавра», но в каком-то смысле напоминает детектив в духе «Имени розы» Умберто Эко.

 

Цитаты из романа:

«Да, у всех людей есть общее время, но оно – не более чем пунктирная линия, с которой соединяются личные времена каждого из нас. Потому некоторые живут двадцать лет, а некоторые двести. Или девятьсот. Их личное время – это реальность, а общее время – чистая условность. Желание сделать вид, что всё связано».

 

«Некоторые вещи прекращают свое существование не потому, что они плохи: просто их время вышло. И начинают свое существование не потому, что хороши: их время, наоборот, пришло. Время собирать камни, и время разбрасывать их. Может быть, ответ – время? Время и ритм».

Источник:            https://literaturno.com/news-view/opravdanie-ostrova/; https://zen.yandex.ru/media/literatura_today/novyi-roman-evgeniia-vodolazkina-vyhodit-etoi-oseniu-5fabd445d59a05137bab058e.

 

Читать первую главу романа: https://yandex.ru/turbo/snob.ru/s/entry/200280/?pcgi=fromtg%3D1

 

Новые имена в детской литературе: Мария Бершадская

 

Мария Бершадская окончила сценарный факультет ВГИКа. Работала сценаристом над документальными фильмами («Судьба человека», «Обратный отсчет»), мультипликационными проектами и «Улицей Сезам».

Мария Бершадская говорит, что ей всегда хотелось писать детские книжки. Ее рассказы, представленные приемной комиссии ВГИКа, сценарий для дипломной работы – все это были рассказы о детях и для детей. После первого сезона программы «Улица Сезам», которую будущая писательница восприняла как дверь в волшебный мир детства, начала писать стихи для детей.

Первая детская книга Марии Бершадской – «Большая маленькая девочка» вышла в издательстве «КомпасГид» и вошла в пятерку лучших детских книг 2013 года по версии интернет-журнала «Папмамбук». Большая маленькая девочка Женя чем-то напоминает Пеппи Длинныйчулок: та была необыкновенно сильной и очень любила слушать и придумывать истории. Женя – не по годам высокая (такая высокая, что маме приходится вставать на табуретку, чтобы заплести ей косички) семилетняя девочка, остающаяся, несмотря на высокий рост, маленьким ребенком внутри. И каждая ситуация из Жениной жизни – это отдельная история взросления и внутреннего роста, будь то история о смерти близкого человека, о школьном романе, о праздниках и потерях, о неудобных и по-своему трагических ситуациях, в которых может оказаться каждый ребенок. Гениальное изобретение – увидеть в одном образе, как в детском мире сочетаются экстремальное и обыденное, маленькое и большое, чувство абсолютной незащищенности перед миром и ежедневные победы над его препятствиями.

У первой книги писательницы есть продолжения с одноименным названием. На сегодняшний день написано 12 историй о «большой маленькой девочке».

В 2014 году Мария Бершадская стала финалистом литературного конкурса «Новая детская книга», представив сборник стихотворений «Море, которого нет на карте» — книжку стихов о любви с прекрасными иллюстрациями Марии Якушиной, где автор говорит со своим читателем-подростком просто и искренне, на понятном ему языке.

Источник:              https://www.livelib.ru/author/452870-mariya-bershadskaya; https://prodetlit.ru/index.php/%D0%91%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

 

Читать онлайн 12 историй о «большой маленькой девочке»:

https://mir-knig.com/author/43971

 

 

18 ноября отмечает День рождения один из самых загадочных и любимых персонажей детей и взрослых – Дед Мороз.

 

Кто он? Как появился в нашей истории? Предположений много. Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один «человек», одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза.

Согласно другой версии, «прапрадедом» современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем.

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку «Морозко». Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей. Много информации о Морозе можно почерпнуть из народного творчества. Во многих сказках он испытывал главного героя, который мог быть щедро одарен или заморожен насмерть. Многие русские писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел.

Загадочный дед стал со временем излюбленным героем народных сказок. Известный собиратель русского фольклора Александр Афанасьев включил в свой сборник сразу две истории – Новгородской и Курской губернии. Всего же исследователи насчитали до 40 русских вариантов сказки о Морозко. Под влиянием христианства, боровшегося со славянским язычеством, первоначальный образ Снежного Деда был искажен, и Морозко стали представлять злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Это нашло отражение и в поэме Некрасова «Мороз – Красный нос», где Мороз убивает в лесу бедную молодую крестьянскую вдову, оставляя сиротами ее малолетних ребятишек.

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году – с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.

«Ты на ёлку бусы кинешь,

Золотые нити.

Ветки крепкие раздвинешь,

Крикнешь: «Посмотрите!».

Крикнешь ты, поднимешь ветку,

Тонкими руками…

А уж там смеется дедка 

С белыми усами», — писал Александр Блок в 1906 году.

В СССР Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника – Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова.

И все же, каковы основные черты облика российского Деда Мороза как сказочного волшебника. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза – кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой – традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает: борода и волосы – густые, седые (серебристые); рубашка и брюки – белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты); шуба – длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом; шапка – красная, расшита серебром и жемчугом, оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога), форма шапки – полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей); трехпалые перчатки или варежки – белые, расшиты серебром – символ чистоты и святости всего, что он дает из своих рук; пояс – белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков); обувь – серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком, каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует, в морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки (белый цвет и серебро – символы луны, святости, севера, воды и чистоты); посох – хрустальный или серебрённый «под хрусталь», ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы, посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где «и летом студено».

С 1998 года в России действует государственный туристический проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года и отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза – 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы.

25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». Позже были открыты еще четыре новых объекта: терем Снегурочки, терем Творчества, ледовый каток, тропа сказок. Усадьба работает круглый год, основная активность приходится на период с 18 ноября – дня рождения Деда Мороза, до середины января.

Источники: https://topor.info/news/ded-moroz; https://www.livemaster.ru/topic/519013-vse-o-dedushke-moroze.

 

В этом году известному итальянскому писателю Джанни Родари исполнилось 100 лет со дня рождения. За три десятилетия литературной работы он написал немало книг для детей – в стихах и прозе. Повесть-сказка «Приключения Чиполино» сделала имя Д. Родари известным всему миру.

18 ноября сотрудники детского абонемента центральной библиотеки им. А. Н. Островского провели для учащихся 4 класса МОУ «СОШ № 4» литературную игру «Волшебник из Италии». Дети услышали рассказ о жизни и творчестве писателя, о том, как своими сказками Родари учил не только познавать мир, но и преобразовывать его, побеждать горе и несправедливость, в трудных ситуациях верить в свет и добро. Кроме интересного рассказа библиотекари подготовили для маленьких читателей веселые загадки, викторину по сказке «Приключения Чиполино» с показом отрывка из одноименного мультфильма. Мероприятие прошло весело и увлекательно.