Новое в законодательстве

Федеральный закон от 08.03.2015 № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Опубликовано: 01.04.2015

Согласно Федеральному закону Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации вводится в действие с 15 сентября 2015 года.

В Федеральном законе содержатся переходные положения, согласно которым дела, находящиеся в производстве Верховного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции и не рассмотренные до даты введения в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежат рассмотрению в соответствии с этим Кодексом.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – Кодекс) подготовлен в целях реализации положений статей 46, 118 и 126 Конституции Российской Федерации, а также соответствующих положений федеральных конституционных законов «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и направлен на регулирование порядка осуществления Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции административного судопроизводства.

Кодексом определяется порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. В определенном Кодексом порядке граждане и организации  обращаются   в суд за защитой своих прав и свобод при возникновении споров с государством и государственными органами.

Согласно Кодексу, в порядке административного судопроизводства не могут рассматриваться дела, отнесённые к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации и в судах общей юрисдикции. Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.

В целях оптимизации судебного процесса в Кодексе предусмотрен, в том числе,  институт ускорения рассмотрения административного дела, закреплены права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видео-конференц-связи. По ряду административных дел вводится упрощённое (письменное) производство. Сроки обращения в суд и большинство сроков рассмотрения и разрешения административных дел  короче соответствующих сроков по гражданским делам и зависят от вида предъявленного административного иска. Сокращение сроков рассмотрения и разрешения административных дел направлено на создание эффективного судебного средства правовой защиты.

Для обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства, направления судебного процесса в правовое русло предусмотрено обязательное ведение гражданами ряда административных дел с участием представителя. Обязательное представительство вводится для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность, с точки зрения,  реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей.

Помимо установления общего порядка рассмотрения дел на всех стадиях судебного процесса и порядка обжалования судебных актов, Кодексом определяются особенности рассмотрения отдельных категорий административных дел.