Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечно
Русский народ…
Н. А. Некрасов
В рамках празднования 200-летия со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова в городском филиале для учащихся 8 класса СОШ №5 прошла литературно-поэтическая композиция «Поэт и просветитель». Незаурядная натура поэта, способная на непредсказуемые поступки, на которые мало кто бы решился, и по сей день вызывает интерес не только критиков и ценителей творчества писателя, но и непосвященных читателей. Ребята познакомились с жизнью и творчеством поэта: узнали о детских годах в селе Грешнево, студенческих годах в Санкт-Петербурге, его последних днях жизни, услышали стихи, посвященные матери, Волге, России и любимым женщинам. Школьники узнали, что в стране около 1500 объектов связаны с именем Н. А. Некрасова, в том числе 1381 улица, существует несколько почтовых марок с его портретом.
19 ноября учащиеся 3–4 классов Глебовской СОШ совершили экскурсию в центральную библиотеку им. А. Н. Островского. Целью данной экскурсии стало знакомство с трудом библиотекаря, значимостью его труда; формирование любви к книгам и бережного отношения к ним. Библиотекарь детского абонемента рассказала юным читателям, для чего нужна библиотека; познакомила с правилами поведения в библиотеке, с правилами обращения с книгой. Ребята увидели, что у каждой книги есть свое место на книжном стеллаже, чтобы любой человек, желающий прочитать данную книгу, мог легко и быстро её найти.
После знакомства с детским абонементом школьники побывали в других отделах библиотеки. В справочно-библиографическом отделе библиотекарь рассказала о разных видах каталогов, для чего они нужны и как ими пользоваться. На взрослом абонементе ребята узнали, что могут записаться сюда при получении паспорта. Затем гостей встретила библиотекарь читального зала. Она рассказала о богатой истории библиотеки, представила книги на книжной выставке «Библиотека и время». Ребята получили массу впечатлений!
Редкое издание М. В. Ломоносова
19 ноября – 310 лет со дня рождения первого русского учёного-естествоиспытателя, поэта, мыслителя и художника Михаила Васильевича Ломоносова.
Михаилу Ломоносову первому суждено было прославить на весь мир русскую науку, положить начало созданию русского литературного языка, создать русскую поэзию.
В отделе редких книг центральной библиотеки им. А. Н. Островского хранится сборник избранных произведений М. В. Ломоносова, выпущенный Архангельским областным государственным издательством в 1949 году.
В книге читатель найдет большой биографический очерк о Ломоносове; похвальные оды, посвященные императрице Елисавете Петровне, дочери Петра Первого, к которому поэт относился восторженно; отрывки из поэм; сатирические стихотворения и притчи.
Если мы перенесемся в Россию XVIII в., мы должны будем признать, что значение поэзии Ломоносова для его времени было огромно. Среди стихотворений Ломоносова центральное место занимают оды, а среди них преобладают так называемые похвальные.
В стихах Ломоносова не встретишь любовного томления и восхищения различными нимфами и богинями: он сам признавался, что ему ближе гражданская поэзия, нежели нежные вздохи о красавицах. Можно встретить у Ломоносова и сатирические произведения, короткие и емкие.
Русские светила науки
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)
В 1742 году в совет академии наук в Петербурге явился молодой человек и, представив целый ряд своих трудов по математике, химии, физике и свидетельство, что он пять лет был студентом университета в Марбурге и учился у знаменитейших ученых, просил дать ему место профессора.
В то время во главе петербургской академии стояли приглашенные из Германии немецкие ученые, между тем как молодой человек был русский. Немцы-академики не особенно дружелюбно встретили молодого русского, но все же не пожелали ему отказать и решили переслать представленные им труды знаменитому ученому Эйлеру с тем, чтобы он высказал об этих трудах свое мнение. Эйлер дал хвалебный отзыв. Тогда молодому человеку заявили, что он может быть принят в академию, но не профессором, а только помощником профессора – адъюнктом, и для начала поручили ему привести в порядок и описать академический музей. Когда поручение это им было исполнено, ему разрешили читать лекции по химии в петербургском университете, состоявшем тогда при академии. Однако вскоре между молодым русским ученым и немцами-академиками возникли разные споры; немцы упрекали молодого ученого в невежливом обращении с ними и настояли на том, чтобы его посадили «под арест».
Сидя под арестом, молодой русский ученый не прерывал своих научных занятий, производил разные физические и химические опыты и хлопотал об учреждении при академии особой химической лаборатории, которой тогда еще не существовало. Освобожденный затем по указу Сената, он с неудержимым рвением продолжал свои научные наблюдения и опыты, принялся за перевод сочинений иностранных ученых и производил собственные исследования. При этом в его занятиях удивительно пестрой чередой сменялись исследования свойств воздуха, трактаты о тепле и стуже, перевод физики, для которого ему приходилось иногда придумывать названия разных инструментов, неизвестных тогда еще в России.
Благодаря этим трудам, молодому русскому ученому, несмотря на вражду и зависть немцев-академиков, удалось получить звание профессора и добиться сооружения химической лаборатории – первой в России – где он стал усердно заниматься со студентами, читал лекции, производил опыты.
Этот молодой русский был Михаил Васильевич Ломоносов, простой архангельский рыбак, родившийся в 1711 году в с. Денисовке, близ Холмогор, бежавший из родного села в Москву учиться, поступивший там в Заиконоспасскую школу, а затем, после шести лет учения, как один из самых выдающихся учеников, отправленный в Германию, в Марбург, где он прослушал курс естественных наук, и во Фрейберг, где он изучил горное дело.
Знаменитый писатель, оказавший великие заслуги русской литературе, давший начало русскому литературному языку, видный поэт – Ломоносов был в то же время и крупным ученым, неутомимым служителем науки. Да наука привлекала его даже больше, нежели поэзия. «Стихотворство – моя утеха, физика – мои упражнения», – писал он.
Облеченный в звание профессора, члена географического департамента и начальника гимназии, он читал лекции по физике, химии и металлургии, делал разнообразные физические опыты и исследования, изобрел разные инструменты, придумал новый способ, как ослаблять громовую силу в тучах, опубликовал новую теорию электричества, предложил новую теорию о цветах, указал способ, как вернее определить корабельный путь, доказал растительное происхождение янтаря и образование каменного угля из торфяников, открыл существование атмосферы вокруг Венеры и т.п. В учении о природе, стоя наравне со славнейшими заграничными учеными, он часто являлся выше их: так, явление северного сияния у Ломоносова удовлетворительнее объясняется, нежели у других ученых того времени. Как физик, он усердно занимался электричеством, написал «Слово о влияниях воздушных, от электрической силы происходящих». Как минералог, выпустил исследование «О рождении металлов от трясения земли». Как метеоролог, устроил самопишущую метеорологическую станцию и т.д., и т.д.
Занявшись теорией света и различных его цветов и оттенков, опытами над красками и окраскою цветов, Ломоносов изобрел новый способ окраски стекол, и, вместе с тем, увлекся мозаикою, т.е. составлением картин из мелких, искусно подобранных кусков цветных стекол.
Все эти работы доставили Ломоносову огромную славу. И не в одной России признавали Ломоносова. Об его научных, как натуралиста, работах в самых восторженных выражениях отзывались знаменитые иностранные ученые.
Но не одним объяснениям явлений природы посвящал он свои труды и способности. Он первый написал сколько-нибудь систематическую историю, которая была руководством в течение всего прошлого столетия; он в особом сочинении «Риторика» дал правила, которые необходимо каждому, кто хочет правильно писать стихотворения и т.п.
Кроме того, Ломоносов много содействовал развитию образования в России, способствовал учреждению московского университета, сочинил проект об открытии петербургского университета, хлопотал об отправках русских молодых людей за границу для усовершенствования в науках, составил ряд проектов, касавшихся промышленности, морского дела, положения разных сословий и пр. Вообще не было той отрасли знания и общественной жизни, куда бы ни проникал его мощный ум, и где он ни оставил бы следов своей деятельности.
При жизни у Ломоносова, как ученого, было немного друзей, гораздо больше врагов и завистников, и заслуги его признаны в полной мере лишь после его смерти, последовавшей 4 апреля 1765 года. Но теперь нет и не может быть уже двух мнений: Ломоносов безусловно величайший русский ученый, первый среди русских служителей науки.
Источник:
В. Русаков. Русские светила науки / В. Русаков – Москва: Вузовская книга. – 2000. – 96 с.