Федеральным законом от 30.12.2015 № 467-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах». Определено, что к членам семьи вынужденного переселенца относятся проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи вынужденного переселенца в судебном порядке. Сведения о лице, признанном вынужденным переселенцем, и членах его семьи предоставляются в письменной форме либо в электронной форме лицу, признанному вынужденным переселенцем, и членам его семьи. Статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет.
Статья 5 закона, предусматривающая порядок принятия решения о признании лица вынужденным переселенцем, дополнена пунктом 5, содержащим основания, при наличии одновременно которых территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по заявлению вынужденного переселенца на каждый последующий год продлевается срок действия статуса вынужденного переселенца.
Исполнение Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется в соответствии с действующим Административным регламентом. В рамках контроля проверки проводятся в отношении места пребывания (проживания) либо трудовой деятельности; жилого помещения, по адресу которого лицо поставлено на учет; транспортного средства; лица, пребывающего (проживающего) в России; юридического лица или индивидуального предпринимателя, привлекающего иностранных работников.
Конечным результатом исполнения государственной функции является выявление отсутствия либо наличие фактов правонарушений с принятием в таких случаях соответствующих предусмотренных законом мер.
Факт фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, признается установленным в случаях, если имеется подтверждение, что иностранный гражданин зарегистрирован по месту жительства на основании представленных заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, без намерения проживать в соответствующем жилом помещении, без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить ему это помещение для проживания. В числе оснований для начала процедуры по установлению факта фиктивной регистрации по месту жительства получение сотрудниками органов внутренних дел, Федеральной миграционной службы соответствующей информации, в том числе из обращений граждан, юридических лиц, содержащих информацию о квартирах (жилых домах, комнатах), где проживают иностранные граждане, а также о лицах, предоставляющих квартиры (жилые дома, комнаты) для проживания иностранным гражданам.