Новости предпринимательства

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ПРОГРАММЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Опубликовано: 18.04.2016

  1. Общие положения
  2. Целью настоящей Программы является создание механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — субъекты МСП) путем предоставления кредитных средств на льготных условиях для приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов (далее – инвестиционные кредиты), а также для пополнения оборотного капитала (далее – оборотные кредиты).

Получателями кредитов в рамках настоящей Программы являются субъекты МСП, соответствующие требованиям Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о развитии МСП), с учетом ограничений, установленных частями 3 и 4 статьи 14 Закона о развитии МСП, осуществляющие деятельность в одной или нескольких отраслях экономики, указанных в приложении к настоящей Программеили реализующие инвестиционный проект в такой отрасли (далее — конечные заемщики).

Предоставление кредитов на пополнение оборотного капитала субъектам МСП, занятым в сфере торговли, Программой не предусмотрено.

  1. Настоящая Программа устанавливает следующие базовые условия предоставления кредитных средств:

а)  кредиты предоставляются российскими кредитными организациями, отобранными для участия в настоящей Программе (далее — уполномоченные банки), субъектам МСП в соответствии с условиями, указанными в разделе III настоящей Программы

б)  кредиты предоставляются в российских рублях;

в)размер процентной ставки для конечного заемщика не должен превышать уровень процентной ставки, установленной Банком России по кредитам Банка России, обеспеченным поручительствами АО «Корпорация МСП» (далее — Корпорация), предоставляемым уполномоченным банкам, увеличенной на размер комиссионного вознаграждения Корпорации при предоставлении поручительства Корпорации за уполномоченные банки перед Банком России (далее — комиссия Корпорации), плюс 3,0 процента годовых. (при условии, что конечным заемщиком является субъект среднего предпринимательства) или 4,0 процента годовых (при условии, что конечным заемщиком является субъект малого предпринимательства).

Кредитный договор, заключаемый между уполномоченным банком и конечным заемщиком, должен предусматривать право уполномоченного банка на изменение процентной ставки по кредиту исключительно при условии изменения процентной ставки по кредитам Банка России, обеспеченным поручительствами Корпорации, и (или) комиссии Корпорации и в пределах их изменения;

г)  кредиты, предоставляемые уполномоченными банками конечным заемщикам, являются целевыми и могут быть использованы исключительно на цели финансирования мероприятий, предусмотренных в рамках приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов (далее – инвестиционные цели), или на цели пополнения оборотного капитала при условии, если в решении уполномоченного банка о предоставлении оборотного кредита содержится информация о наименовании оборотных активов, подлежащих приобретению и/или детализация статей текущих расходов, планируемых к финансированию  (далее – оборотные цели). .

Средства, предоставляемые в рамках инвестиционных кредитов, могут быть направлены на покрытие капитальных затрат (не менее 70% от совокупной величины инвестиционных кредитов), а также текущих расходов, связанных с реализацией сопутствующих мероприятий (не более 30% от совокупной величины инвестиционных кредитов).

3.  Общий размер кредитных средств, привлеченных одним конечным заемщиком в рамках Программы не может превышать 4 млрд.рублей  (далее – Кредитный лимит).

4.Координация Программы осуществляется Корпорацией.

При этом к компетенции Совета директоров Корпорации относится следующее:

а)  принятие решения о начале и продолжительности процедуры отбора уполномоченных банков;

б)  принятие решения о включении российской кредитной организации в состав уполномоченных банков;

в)  принятие решения об исключении российской кредитной организации из состава уполномоченных банков;

г)  минимальный состав информации о настоящей Программе, размещаемой уполномоченным банком на своем официальном сайте;

д)  определение максимального лимита поручительства Корпорации на уполномоченный банк в рамках Программы (максимальный лимит на поручительство),а также определение совокупного объема кредитных средств, предоставляемых на цели пополнения оборотных средств каждым уполномоченным банком (максимальный лимит на пополнение оборотных средств) в соответствии с внутренним документом Корпорации, содержащим порядок установления и контроля лимитов на уполномоченные банки в рамках Программы;

е)  определение совокупного объема кредитных средств, предоставляемых для финансирования инвестиционных проектов в рамках Программы в каждой отрасли экономики, указанной в приложении к настоящей Программе (лимиты на отрасли), по мере необходимости;

ж)утверждение форм отчетов, предоставляемых уполномоченными банками в Корпорацию;

з)   утверждение порядка и графика проведения выборочных проверок хода реализации Программы уполномоченными банками;

и)  пересмотр максимальной величины комиссионного вознаграждения Корпорации при предоставлении поручительства Корпорации за уполномоченные банки перед Банком России.

  1. Критерии отбора российских кредитных организаций для участия в

Программе

  1. Критериями отбора российской кредитной организации для участия в настоящей Программе являются:

а)  размер собственных средств (капитала) кредитной организации, рассчитываемых в соответствии с требованиями Положения Банка России от 28 декабря 2012 г. № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»), превышает 100 млрд, рублей, либо Банк имеет территориальное подразделение в Республике Крым и/или на территории ГФЗ Севастополь и предоставляет кредиты Субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным в Республике Крым и/или в ГФЗ Севастополь в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б)  опыт кредитования субъектов МСП на протяжении последних трех календарных лет;

в)  наличие структурного подразделения для осуществления кредитования субъектов МСП, в том числе контроля за целевым расходованием заемщиком кредитных средств, предоставленных в рамкахнастоящей Программы, и мониторингахода реализации мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет инвестиционных кредитов;

г) соблюдение кредитной организацией установленных Банком России обязательных нормативов;

д) отсутствие в течение последних двенадцати месяцев просроченных денежных обязательств по операциям с Банком России.

  1. Для участия в процедуре отбора российские кредитные организации (далее — участники конкурса) представляют в Корпорацию заявку на участие в отборе, оформленную на бланке участника конкурса, подписанную уполномоченным лицом участника конкурса и скрепленную печатью участника конкурса, а также следующие документы, подтверждающие соответствие участника конкурса критериям, установленным пунктом 5 Программы, соответственно:

а) отчет, составленный по форме «Расчет собственных средств (капитала) (Базель III)» (код формы по ОКУД 0409123)» по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов в Корпорацию;

б)  справку с информацией о кредитовании субъектов МСП на протяжении последних трех календарных лет, включающую следующие данные: (1) объем совокупного кредитного портфеля участника конкурса на начало и конец периода в разрезе валют и сроков кредитования, отраслевой принадлежности кредитуемых проектов с указанием доли кредитов, предоставленных субъектам МСП, а также доли просроченной задолженности по кредитному портфелю в целом и отдельно по сегменту кредитов для субъектов МСП; (2) данные о кредитах, предоставленных субъектам МСП, указываемые дополнительно в следующих разрезах: отрасль — субъект Российской Федерации, отрасль — средневзвешенная ставка по кредиту (в разрезе валюты кредитования); (3) ожидаемое изменение кредитного портфеля участника конкурса за счет включения

участника конкурса в состав уполномоченных банков с приложением обоснования представленной оценки.

Справка оформляется на бланке участника конкурса, подписывается уполномоченным лицом участника конкурса и скрепляется печатью участника конкурса.

в)  копию положения о соответствующем структурном подразделении участника конкурса, копию внутреннего документа, регламентирующего процедуру оценки потенциального заемщика и проекта (методику оценки финансового положения потенциального заемщика, методику оценки эффективности проектов и т.д.), заверенные уполномоченным лицом участника конкурса и скрепленные печатью участника конкурса,

г)  справку, оформленную на бланке участника конкурса, подписанную уполномоченным лицом участника конкурса и скрепленную печатью участника конкурса, с информацией о выполнении установленных Банком России обязательных нормативов;

д)  справку, оформленную на бланке участника конкурса, подписанную уполномоченным лицом участника конкурса и скрепленную печатью участника конкурса, с информацией об отсутствии в течение последних двенадцати месяцев просроченных денежных обязательств по операциям с Банком России;

е)  иные документы, предоставляемые по запросу Корпорации.

  1. Все документы, предоставляемые участниками конкурса в Корпорацию на бумажном носителе, должны быть прошиты (каждый отдельно). В дополнение к документам, предоставляемым на бумажном

носителе, участник конкурса представляет сканированные копии данных документов на электронном носителе.

  1. Уведомление о начале отбора уполномоченных банкови продолжительности отбора размещается на официальном сайте Корпорации в информационно- телекоммуникационной сети Интернет в течение 3 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения Советом директором Корпорации. При размещении уведомления указывается срок подачи участниками конкурса документов в соответствии с пунктом 6 Программы.

В последний рабочий день принятия от участников конкурса документов, указанных в пункте 6 Программы, на официальном сайте Корпорации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещается уведомление о прекращении приема данных документов.

  1. Заседание членов Совета директоров Корпорации для рассмотрения вопросов о включении участников конкурса в состав уполномоченных банков проводится не ранее 5 рабочих дней с даты размещения уведомления о прекращения приема документов от участников конкурса.
    1. По решению Председателя Совета директоров на заседание членов Совета директоров, указанное в пункте 9 Программы, могут быть приглашены представители участников конкурса для проведения презентации участника конкурса. Соответствующее уведомление в данном случае направляется участнику конкурса не менее чем за 2 рабочих дня до даты заседания Совета директоров.
    2.  Информация о принятом Советом директоров Корпорации решении по вопросу включения участника конкурса в состав уполномоченных банков направляется участнику конкурса и Банку России Корпорациейв течение 3 рабочих дней с даты принятия данного решения Советом директоров Корпорации. Датой принятия указанного решения Советом директоров Корпорации является дата протокола заседания Совета директоров Корпорации, на котором рассматривался вопрос о включении участника конкурса в состав уполномоченных банков.

Уполномоченный банк обязан в течение 10 рабочих дней с даты получения извещения, указанного в первом абзаце настоящего пункта, разместить на своем официальном сайте информацию о настоящей Программе.

  1. Перечень уполномоченных банков размещается на официальном сайте Корпорации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение 5 рабочих дней с даты принятия Советом директоров Корпорации положительного решения по вопросу включения участника конкурса в состав уполномоченных банков.
  2. В случае невыполнения уполномоченным банком критерия, указанного в подпункте «а» пункта 5 Программы, в течение 3 отчетных периодов подряд и (или) получения Корпорацией информации о нарушении выполнения уполномоченным банком любого критерия, указанного в подпунктах «г» или «д» пункта 5 Программы, и (или) по запросу Банка России Корпорация выносит на рассмотрение Совета директоров Корпорации вопрос об исключении российской кредитной организации из состава уполномоченных банков.

При принятии Советом директоров Корпорации решения об исключении российской кредитной организации из состава уполномоченных банков Корпорации в течение 2 рабочих дней после принятия данного решения направляет информацию о нем российской кредитной организации и Банку России, а также исключает российскую кредитную организацию из перечня уполномоченных банков.

  1. III.          Условия предоставления кредитов в рамках Программы, мониторинг хода реализации Программы
  2. Условиями предоставления кредитов в рамках настоящей Программы являются:

а)  удовлетворение лицом, предоставляющим в банк документы для привлечения инвестиционного кредита (далее — инициатор проекта), и конечным заемщиком критериям, установленным пунктом 15 Программы;

б)  предоставление кредита конечному заемщику, осуществляющему деятельность в одной или нескольких отраслях экономики, указанных в приложении к настоящей Программе(для оборотного кредита) или реализующему Инвестиционный проект в такой отрасли (для  инвестиционного  кредита), с учетом ограничений, установленных частями 3 и 4 статьи 14 Закона о развитии МСП, и привлекающих кредиты на инвестиционные или оборотные цели;

в)  размер одного кредита, предоставляемого в рамках Программы, должен составлять не менее 50 млн. рублей и не более 1 млрд. рублей. Суммарный объем  кредитов, которые могут быть выданы одному конечному заемщику одним или несколькими уполномоченными банками определяется исходя из размера Кредитного лимита, установленного пунктом 3 Программы;

г)  доля финансирования инвестиционного проекта за счет заемных средств составляет не более 80% ( в случае инвестиционных кредитов в размере более 500 млн. рублей. А также инвестиционных кредитов независимо от размера кредита, погашение основного долга по которым предусматривается за счет денежного потока, производимого за счет реализации цели кредитования без учета доходов от текущей деятельности конечного заемщика);

д)  инвестиционные проекты являются экономически эффективными: чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта является положительной, внутренняя норма рентабельности превышает выбранную ставку дисконтирования (в случае инвестиционных кредитов в размере более 500 млн. рублей, а также инвестиционных кредитов независимо от размера кредита, погашение основного долга по которым предусматривается за счет денежного потока, производимого за счет реализации цели кредитования без учета доходов от текущей деятельности конечного заемщика).

  1.  Инициатор проекта и конечный заемщик (в случае инвестиционных кредитов) или конечный заемщик (в случае оборотных кредитов) должны удовлетворять следующим требованиям:

а)  наличие статуса юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации;

б)  отсутствие просроченной (неурегулированной) задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной

системы Российской Федерации и в государственные внебюджетные фонды;

в)  отсутствие возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

г)  отсутствие регистрации юридического лица, являющегося контролирующим лицом инициатора инвестиционного проекта и конечного заемщика, в государстве или на территории, которые предоставляют льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривают раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Данное требование распространяется на всю цепочку собственников.

д)  положительный финансовый результат по данным бухгалтерской отчетности за предыдущий календарный год (не применяется к специально созданным проектным компаниям (SPV)). Вновь созданное юридическое лицо представляет промежуточную или годовую бухгалтерскую отчетность за первый отчетный период, который определяетсяв соответствии с статьей 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

е)  положительные чистые активы (не применяется к специально созданным проектным компаниям (SPV);

ж) показатель Общий долг / Операционная прибыль юридического лица (или группы компаний, если рассматриваемое юридическое лицо входит в группу компаний) не превышает 5.Ох. При этом при расчете показателя Общий долг учитываются кредиты и займы, в том числе привлекаемые для реализации инвестиционного проекта, обязательства по договорам лизинга, поручительства и залога, а также прочие долговые обязательства.

Операционная прибыль определяется по данным бухгалтерской отчетности за последние 4 квартала как сумма прибыли до налогообложения, процентов к уплате и амортизации.

Методика расчета указанного показателя подлежит утверждению Советом директоров  Корпорации.

  1. Уполномоченные банки вправе установить дополнительные критерии приемлемости инвестиционных проектов, в том числе

дополнительные требования к инициаторам проектов и конечным заемщикам.

  1. Проверка соответствия инвестиционных проектов критериям, указанным в пункте 14 Программы, производится уполномоченными банками.
  2. Уполномоченный банк ведет реестр поступивших обращений (кредитных заявок) от инициаторов проектов и ежемесячно (в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания отчетного месяца) направляет в Корпорацию отчет.
  3. Уполномоченный банк ведет реестр предоставленных кредитов в рамках Программы и ежемесячно (в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания отчетного месяца) направляет в Корпорацию отчет.

Уполномоченный банк также с указанной в абзаце первом настоящего пункта периодичностью предоставляет Корпорации информацию об условиях кредитования субъектов МСП.

  1. Уполномоченный банк по запросу Корпорации предоставляет Корпорации все документы, подтверждающие соответствие инвестиционного проекта критериям Программы, а также иную информацию об инвестиционном проекте в течение 5 рабочих дней с момента поступления соответствующего запроса от Корпорации.
    1. Порядок и условия предоставления поручительства и гарантий

Корпорации

  1. Поручительство в обеспечение исполнения обязательств уполномоченного банка по кредитам, предоставляемым Банком России, предоставляется при взимании вознаграждения Корпорации в размере не более 0,5% годовых от суммы поручительства.
  2. Корпорация принимает решение о предоставлении гарантии по кредиту, предоставляемому уполномоченным банком конечному заемщику в рамкахПрограммы (далее – гарантия конечному заемщику), в соответствии со стандартными процедурами Корпорации
  3. Использование гарантии конечному заемщику в качестве обеспечения обязательств конечного заемщика перед уполномоченным банком по обслуживанию кредиту, предоставляемого уполномоченным банком конечному заемщику, не является обязательным требованием отбора инвестиционного проекта для участия в Программе.

 

 

Приложение № 1

к Программе стимулирования

кредитования субъектов малого

и среднего предпринимательства

 

 

 

Перечень отраслей экономики

для целей реализации Программы стимулирования кредитования
субъектов малого и среднего предпринимательства

 

 

 

1. Сельское хозяйство, включая производство сельскохозяйственной продукции, а также предоставление услуг в этой отрасли экономики, в том числе в целях обеспечения импортозамещения и развития несырьевого экспорта.

2. Обрабатывающее производство, в том числе производство пищевых продуктов, первичная и последующая (промышленная) переработка сельскохозяйственной продукции, в том числе в целях обеспечения импортозамещения и развития несырьевого экспорта.

3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

4. Строительство, в том числе в рамках развития внутреннего туризма.

5. Транспорт и связь.

6. Туристская деятельность и деятельность в области туристской индустрии в целях развития внутреннего туризма.

7. Отрасли экономики, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, а также критические технологии Российской Федерации, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 07.07.2011 № 899
«Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».