Исторические личности

Легенда о князе Володимире

Легенда о князе Володимире записана в 70-х годах 19 века известным тверским краеведом И.Красицким со слов 90-летней ржевитянки.

Уважаемый ржевичами князь Володимир был похоронен на кремлевской горе, а после смерти «…когда на Ржев нападали враги, являлся на белом коне с белым платком в руке. Появление князя на высоком холме, взмахи платком ослепляли врагов-литовцев, и они обращались в бегство. Громкое ржание княжеского коня оглушало врагов. Ослепленная и оглушенная «литва» стремглав бросалась с крутого берега в Волгу и гибла. Благодарные ржевичи каждый день ставили на гробницу князя новые красные сафьяновые сапоги. Поутру они находили их изношенными: князь каждую ночь обходил город пешком.

Однажды горожане не поставили новых сапог. Пожалели или поозорничали, подбили подметки к старым сапогам и поставили их на то же место. Наутро сапоги оказались нетронутыми. Князь покинул город. Неприлично было ему, князю, прославленному в боях, ходить в поношенных сапогах. Вот он рассердился на ржевичей и ушел в Новгород, где лучше уважали князей».

 

Преподобный Арсений

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона среди русских святых значится преподобный Арсений, родом из Ржева-Володимирова. По сообщению словаря, он был сначала кожевником, затем основал новгородский Арсенев монастырь. Арсений был строгим подвижником, носил вериги, жил в затворе.

В «Истории Русской церкви» сообщается, что когда Иван Грозный прибыл в Новгород и расправлялся со знатью и народом, царь посещал Арсения. «Насытился ли кровию, зверь кровожадный? — сказал ему праведник. — Кто может благославить тебя, кто может молить Бога о мучителе, облитом кровию христианскою?». Иван Грозный молча выслушал Арсения и позвал его с собой в Псков. Но когда наутро прибыли за ним гонцы, они обнаружили в келье мертвого старца.

Ржевские верующие хотели, чтобы Арсений был провозглашен ржевским святым. Однако властями им в этой просьбе было отказано.

 

Преподобный Дионисий

Жили во второй половине XVI века в Ржеве Федор и жена его Ульяна. Кем они были, чем занимались — неизвестно. А в русской истории они остались потому, что родился у них в 1570 году сын, которого назвали Давидом.

По каким-то причинам перебрался Федор с семьей в Старицу и стал там старостой в ямской слободе. Сына же отдал учиться грамоте у монахов. Юноша оказался очень способным и сумел немалого добиться в углублении своих знаний. И стал Давид священником в селе Ильинском Старицкого Богородицкого монастыря.

Через шесть лет после смерти жены он постригся в монахи под именем Дионисий в Старицком Успенском монастыре. По прошествии ряда лет стал в этом монастыре архимандритом.

В самое тяжелое — «смутное» время наш земляк был назначен архимандритом знаменитого Троице-Сергиева монастыря. Дионисия называют героем освободительной борьбы русских за независимость Отечества. Его имя по праву может стоять с именами Минина и Пожарского. Рассказывают, что когда Минин прочитал грамоту Дионисия, он сказал: «Святой Сергий явился ко мне во сне и приказал возбудить уснувших; прочтите грамоты Дионисиевы в соборе, а там что будет Богу угодно.»

Ежегодно 12 мая (25-го по новому) отмечается как день преподобного Дионисия Радонежского.