Ржевская прокуратура

В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией — 9 декабря 2016 года, Ржевская межрайонная прокуратура разъясняет следующее.

Опубликовано: 28.11.2016

Организации обязаны принимать меры по предупреждению коррупции.

Согласно положениям статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Действие данной номы распространяется на все организации, действующие на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы.

При этом если в организациях с государственным или муниципальным участием работа по исполнению этих требований законодательства в основном налажена, то в иных организациях обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции почти не исполняются, что подтверждают проводимые органами прокуратуры области проверки.

Неисполнение обязанности по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции является нарушением требований федерального законодательства, при обнаружении которого уполномоченным прокурором руководителю организации вносится представление, с требованием его устранения.

По результатам рассмотрения представления к виновному лицу могут быть применены меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

 

 

Уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности.

Законодательство Российской Федерации запрещает государственным служащим и лицам, занимающим государственные должности, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном нормативным правовым актом Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Этот запрет установлен статьей 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими законами. Нарушение установленного запрета влечет за собой дисциплинарную ответственность.

При этом в случае, если должностное лицо учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует в управлении такой организацией и при этом предоставляет ей различные льготы и преимущества, оно может быть привлечено к уголовной ответственности за совершение коррупционного преступления, предусмотренного ст. 289 УК РФ, за совершение которого установлено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, в отношении которого законом установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Так, не является субъектом данного преступления должностное лицо государственного либо муниципального учреждения, поскольку законодательство не устанавливает для него запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией (если только такое должностное лицо не относится к категории государственных или муниципальных служащих). Субъектом преступления не является также депутат законодательного органа субъекта РФ, осуществляющий свои полномочия не на постоянной основе.

В случае учреждения организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, должностное лицо выступает в качестве учредителя или соучредителя. Организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, может быть как коммерческая, так и некоммерческая организация.

Участие в управлении организацией означает участие должностного лица в принятии различного рода решений, касающихся деятельности организации. Такое участие может иметь место в случае единоличного руководства организацией путем замещения какой-либо руководящей должности либо в случае вхождения должностного лица в состав какого-либо органа управления организацией. Участие в управлении организацией может осуществляться и через доверенное лицо (например, родственника), когда фактически решения относительно деятельности организации принимаются должностным лицом.

 

Обязательным признаком преступления является предоставление путем использования должностным лицом своих полномочий льгот и преимуществ или покровительства в иной форме созданной или управляемой им организации.

Например, это может выражаться в первоочередном вопреки установленному порядку получении сырья или товара, льготном налогообложении, создании условий для победы организации на конкурсе по получению государственного заказа и т.п. К покровительству в иной форме можно отнести, например, освобождение от проверок и ревизий, а также от контроля со стороны уполномоченных органов.

Таким образом, при наличии в действиях должностных лиц признаков состава рассматриваемого преступления, лица, чьи права и интересы нарушены преступными действиями, вправе обратиться с заявлением о привлечении к уголовной ответственности в органы Следственного комитета по месту совершения требующих уголовно-правовой оценки деяний.

 

В настоящее время муниципальным служащим предоставлена возможность выкупать подарки, полученные ими в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием.

Федеральным законом от 15.02.2016 № 21-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», вступившим в законную силу с 26.02.2016, предоставлено право муниципальному служащему, сдавшему подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, выкупить его в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим запрещено получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 (с последующими изменениями) «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» подарок, полученный в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями – это подарок, полученный лицом, замещающим государственную (муниципальную) должность, служащим, работником от физических (юридических) лиц, которые осуществляют дарение исходя из должностного положения одаряемого или исполнения им служебных (должностных) обязанностей, за исключением канцелярских принадлежностей, которые в рамках протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий предоставлены каждому участнику указанных мероприятий в целях исполнения им своих служебных (должностных) обязанностей, цветов и ценных подарков, которые вручены в качестве поощрения (награды).

Лицо, замещающее государственную (муниципальную) должность, служащий, работник, сдавшие подарок, могут его выкупить, направив на имя представителя нанимателя (работодателя) соответствующее заявление не позднее двух месяцев со дня сдачи подарка.

Уполномоченное структурное подразделение (уполномоченные орган или организация) в течение 3 месяцев со дня поступления такого заявления организует оценку стоимости подарка для реализации (выкупа) и уведомляет в письменной форме лицо, подавшее заявление, о результатах оценки, после чего в течение месяца заявитель выкупает подарок по установленной в результате оценки стоимости или отказывается от выкупа

 

Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения по уголовным делам о фактах коррупции.

Временное отстранение от занимаемой должности — это мера процессуального принуждения, предусмотренная ст. 114 УПК РФ, которая заключается в наложении запрета на подозреваемого, обвиняемого выполнять свои служебные обязанности в пределах сроков предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела, что особенно актуально для лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, одним из основных признаков которых является их совершение с использованием служебного положения.

Она применяется, когда оснований заключить обвиняемого под стражу нет, но и в силу различных причин недопустимо его пребывание на работе.

Эта мера ограничивает закрепленное в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию, в связи с чем законом установлен судебный порядок ее применения.

От должности могут быть освобождены служащие, занимающие должности, как в государственных, так и в негосударственных учреждениях, обладающие признаками должностного лица, определенными в примечаниях к ст. ст. 285, 290 и 201 УК РФ.

 

Цель временного отстранения от занимаемой должности — предотвращение возможности использования служащим своего положения для воспрепятствования производству по уголовному делу.

Она подлежит применению при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый, оставаясь на этой должности, продолжит преступную деятельность, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Отстранение от должности может быть отменено не только судебным решением, но и постановлением дознавателя, следователя самостоятельно, например, в случае, если должностное лицо уволено со службы в установленном порядке или к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу либо в ней отпала необходимость.

Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 УПК РФ, то есть в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

 

Существует ли защита лиц, сообщивших о фактах коррупции?

Российская Федерация является участником  Конвенции ООН против коррупции принятой в Нью-Йорке 31 октября 2003 года, которая ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 года № 40-ФЗ. Согласно данному закону Россия обязуется принять Конвенцию за договорно-правовую основу для обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции.

Система защиты заявителей о коррупции  представляет комплекс мер, в том числе законодательных, направленных на защиту прав лиц, сообщающих о возможных фактах коррупции. Речь идет о трудовых правах (защита от увольнений, понижения в должности и т.п.), защите от преследований.

В соответствии с ч.4 ст.9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством РФ.

В отношении лиц, сообщивших о коррупционном правонарушении, действующим законодательством в качестве одной из мер по обеспечению государственной защиты предусмотрен особый порядок привлечения таких лиц к дисциплинарной ответственности.

Так, в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 02 апреля 2013 года №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» государственный служащий, сообщивший в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии). В таком заседании комиссии может принимать участие прокурор. Председатель комиссии представляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде, необходимые материалы не менее чем за пять рабочих дней до дня заседания комиссии.

Государством признана необходимость совершенствования законодательства в указанной сфере.