Новости прокуратуры транспорта

Разъяснение экстремизм и терроризм

Опубликовано: 08.09.2017

В современных условиях реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, социально-политической стабильности в стране представляют проявления экстремизма в различных его формах и терроризма как наиболее опасной его разновидности.

Мировой терроризм имеет достаточно длительную историю, появившись впервые еще во времена Великой французской революции. Что касается России, то у нас первые террористические группы возникли до революции.

Террористы своими действиями, прежде всего, стараются оказать психологическое воздействие на общество, пытаясь любыми способами запугать людей. Ведь и само слово «террор» в переводе с латыни означает «ужас».

Терроризм в настоящее время является одной из важнейших угроз безопасности человечества. К сожалению, нужно отметить, что именно наша страна стала одной из главных мишеней террористов. В последние годы фиксируется рост количества подобных преступлений.

Экстремизм рассматривается как одна из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, которые угрожают национальной безопасности Российской Федерации, и ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранения основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия.

Борьба с терроризмом и экстремизмом на сегодняшний день является одной из важнейших задач нашего государства.

Для успешного противостояния экстремизму и терроризму, их профилактике в обществе необходимо знать и понимать преступную сущность этих явлений.

Экстремизм — приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним, радикальным взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.

Экстремизм распространяется как на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, идеологии, так и на отношения между социальными группами (социальный экстремизм), этносами (этнический или национальный экстремизм), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический экстремизм), конфессиями (религиозный экстремизм).

Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма в глобальном и региональном масштабах. По своей социально-политической сущности терроризм представляет собой систематическое, социально или политически мотивированное, идеологически обоснованное применение насилия либо угроз применения такового, посредством которого через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели.

Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

Однако необходимо не только бороться с терроризмом, но и эффективно предупреждать его возникновение.

Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом Российской Федерации № 114-ФЗ от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности».

В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» определено понятие экстремистской организации — это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Экстремизм и его разновидность терроризм представляют реальную опасность как для международного сообщества в целом, так и для нашего государства в частности.

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, совершенствование правового регулирования предупреждения терроризма и экстремизма отнесено к числу главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности.

В связи с этим в целях повышения эффективности противодействия террористическим и иным экстремистским проявлениям Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности».

Федеральным законом, вступившим в силу с 20.07.2016, расширен перечень составов преступлений, предусмотренный статьей 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность за совершение которых наступает с 14 лет:

за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (статья 205.3 УК РФ);

участие в террористическом сообществе (часть вторая статьи 205.4 УК РФ);

участие в деятельности террористической организации (часть вторая статьи 205.5 УК РФ);

несообщение о преступлении (статья 205.6 УК РФ);

участие в незаконном вооруженном формировании (часть вторая статьи 208 УК РФ);

угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211 УК РФ);

участие в массовых беспорядках (часть вторая статьи 212 УК РФ), незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1 УК РФ), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277 УК РФ), нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (статья 360 УК РФ), акт международного терроризма (статья 361 УК РФ).

Введена уголовная ответственность за несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице, которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности (при этом лицо не подлежит уголовной ответственности за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником).

Установлена уголовная ответственность за совершение за пределами Российской Федерации акта международного терроризма против ее граждан или Российской Федерации.

Реализация положений действующего федерального законодательства направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан.

Внесены поправки в судебную практику по уголовным делам о преступлениях экстремистской и террористической направленности.

Профилактика террористической и экстремистской деятельности включает в себя подготовку и реализацию государством и уполномоченными им органами комплексной системы политических, социально-экономических, информационных, воспитательных, организационных, оперативно-розыскных, правовых, специальных и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, пресечение террористической деятельности, минимизацию ее последствий, установление и устранение способствующих ей причин и условий.

Профилактика экстремизма и терроризма — это не только задача государства, но и задача представителей гражданского общества. Эта работа зависит от четкой позиции политических партий, общественных и религиозных объединений, граждан. В нашей стране профилактика экстремистских проявлений должна рассматриваться как инструмент объединения усилий граждан России в укреплении нашего экономического и политического потенциала.

За последние годы в Российской Федерации создана своя система законодательства в сфере предупреждения и противодействия террористической и экстремистской деятельности. Особый упор сделан на совершенствование соответствующей правовой базы и использование имеющихся у государства правовых рычагов для предотвращения и должного реагирования на экстремистские проявления в общественной среде и террористическую деятельность.

Общегосударственная система противодействия экстремизму и терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия экстремизму и терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию экстремистской и террористической деятельности, минимизации и ликвидации последствий проявлений экстремизма и терроризма.

Общегосударственная система противодействия экстремизму и терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия экстремизму и терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Субъектами противодействия экстремизму и терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию экстремизму и терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антиэкстремистских и антитеррористических мероприятий.

Основой правовой базы по противодействию любым формам экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, запрещающая пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Правовую основу общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму составляют и общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности» и «О противодействии терроризму», нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, Стратегия противодействия экстремизму, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.

В правовом обеспечении противодействия экстремизму и терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Правовое обеспечение противодействия экстремизму и терроризму включает в себя постоянный мониторинг и анализ экстремизма и терроризма как явлений, проблем в организации деятельности субъектов противодействия экстремизму и терроризму, законодательства Российской Федерации и международного опыта в данной области, подготовку и принятие соответствующих правовых актов, направленных на повышение эффективности противодействия экстремизму и терроризму.

Национальный антитеррористический комитет координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, руководители которых входят в его состав, в области информационно-аналитической работы по проблемам противодействия терроризму и организует подготовку информационно-аналитических материалов по проблемам, требующим межведомственной экспертной оценки и обсуждения на заседаниях Комитета. Комитет обобщает справочную и отчетную информацию субъектов противодействия терроризму для подготовки ежегодного итогового доклада Президенту Российской Федерации.

В настоящее время экстремизм и терроризм являются реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.

Наиболее эффективным средством массового информационного воздействия террористов на молодежь в последнее время становится Интернет. Причины популярности Интернета — легкий доступ к аудитории, обеспечение анонимной коммуникации, недостаточное регулирование этого вопроса на государственном уровне, глобальное распространение, высокая скорость передачи информации, дешевизна и простота в использовании, мультимедийные возможности.

Экстремистские ресурсы широко используют средства психологической войны, в том числе дезинформацию, запугивание, манипуляцию общественным сознанием, подмену понятий и фактов. На интернет-ресурсах террористических организаций освещается ущерб, наносимый государствам-объектам атаки в результате терактов.

Террористические организации, в том числе действующие в России, используют Интернет для вербовки новых членов, включая террористов-смертников, как из числа исламистов, так и экстремистки настроенной молодежи с целью вовлечения их сначала в радикальный ислам, а затем и в противоправную деятельность. Кроме того, Интернет используется для формирования лояльно настроенной среды, играющей активную роль в поддержке террористических организаций.

В настоящее время во всемирной сети представлены практически все типы организаций, применяющих в своей деятельности экстремистские и террористические методы. Число сайтов, содержащих материалы экстремистского характера, превышает семь тысяч, в том числе более ста пятидесяти русскоязычных, и оно постоянно растет.

Наряду с использованием новейших информационных технологий экстремистскими и террористическими организациями в целях вербовки молодежи также задействуются и традиционные каналы социального взаимодействия.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.

В Российской Федерации законодательно запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Но экстремизм и терроризм быстро изменяются, осваивают все более опасные и разрушительные методы. Поэтому особо важна организация слаженной работы государственных учреждений, общественных и религиозных организаций на всех уровнях системы государственного управления и общественной деятельности. Без целенаправленной и согласованной работы этих двух систем невозможно бороться с экстремизмом и терроризмом, невозможно воспитание молодого поколения в духе патриотизма и веротерпимости, что необходимо для обеспечения безопасности общества в целом.

Сейчас экстремизм и терроризм, в какой бы форме они не представлялись, являются одной из самых опасных общественно-политических проблем, требующих незамедлительного решения.

В соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные образования участвуют в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и ликвидации проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования.

Для победы над экстремизмом и терроризмом, избавления от этого опаснейшего негативного социального явления необходимо объединение всех сил общества, разумное их использование, духовно-нравственная и психологическая работа с молодежью. Важна постоянная и комплексная работа по профилактике преступности, наркомании, экстремизма, безнадзорности и правонарушений, особенно, в молодежной среде.

Восприятие государства как института, находящегося в ответе за все происходящее в стране, в корне противоречит идее демократии. Демократия предполагает активную позицию общества. При этом государство выступает как регулятор общественных отношений. Задача государства – создавать организационные и правовые условия, а также выполнять ряд публичных функций, неотъемлемо связанных с его природой. Вместе с тем отечественный и мировой опыт противодействия экстремизму и терроризму показывает, что идеология насилия начинает широко распространяться тогда, когда она находит поддержку в обществе.

Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации сегодня является его профилактика – разъяснительно-предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. Особенно это актуально и важно в среде молодого поколения и среди общественных объединений различного характера и толка. Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями невозможна без проведения целенаправленной работы по искоренению причин, их порождающих и способствующих осуществлению экстремистской деятельности.

В обязанности государства входит не только создание условий для нормального функционирования общественных, в том числе молодежных организаций, но и сотрудничество с ними, осуществление надзора и контроля за деятельностью общественных объединений и организаций во избежание появления течений антигосударственной, антисоциальной, экстремистской направленности. Для этого необходимо своевременное выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.