Верховный Суд Российской Федерации признал незаконным отказ потерпевшему в выплате страхового возмещения в связи с непредоставлением страховщику необходимых документов
Верховным судом РФ в ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что в результате дорожно-транспортного происшествия автомобилю потерпевшего причинены механические повреждения.
В связи с наступлением страхового случая потерпевший обратился в страховую организацию с заявлением о страховой выплате.
Однако страховщик отазал потерпевшему, указав, что страховая выплата не может быть произведена, поскольку им не представлен полный комплект документов, перечень которых утвержден Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Не согласившись с отказом потерпевший обратился в суд с иском к страховой организации о взыскании суммы страхового возмещения, компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требования потребителя.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 декабря 2016 г. в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
В обоснование отказа в удовлетворении исковых требований судебной коллегией указано, что поскольку истец представил страховщику не все необходимые документы, в его действиях имеет место злоупотребление правом.
Отменяя принятое судом апелляционной инстанции решение Верховный суд РФ указал, что непредставление потерпевшим необходимых документов освобождает страховщика от ответственности за невыплату страхового возмещения, однако не может являться основанием для лишения потерпевшего права на страховое возмещение при установлении факта страхового случая и размера причиненного ущерба.
Данная позиция озвучена в Определении Верховного Суда РФ от 31.10.2017 № 18-КГ17-188.
Об увольнении в связи с утратой доверия
Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, может быть уволен (освобожден от должности) в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Вышеуказанной статьей определен закрытый перечень оснований, а именно:
1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления лицом предпринимательской деятельности;
5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Кроме того, ч. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.
Внесены изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Федеральным законом от 27.11.2017 № 355-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно внесенным изменениям ответ на письменные обращения в госорганы будет даваться в письменном виде, а на электронные — в электронном
Уточнено также, что к электронным обращениям в государственные органы можно прилагать документы только в электронной форме. Ранее допускалось их направление в бумажном виде. Также допускалась возможность ответа на письменное обращение в электронной форме и наоборот.
Кроме того, установлено, что на поступившее обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, ответ может быть размещен на официальном сайте соответствующего госоргана. В случае поступления письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен на сайте, гражданину, направившему обращение, в течение семи дней сообщается электронный адрес сайта, на котором размещен ответ.
Если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, его направившему.
Вышеуказанные изменения начинают действовать с 08.12.2017.
Внесены изменения в законодательство об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
Федеральным законом от 14.11.2017 № 324-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Так, находящиеся в ведении уполномоченного органа субъекта РФ в сфере социального обслуживания организации смогут признавать граждан нуждающимися в социальном обслуживании.
Настоящим Федеральным законом в систему социального обслуживания включаются организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта РФ и которым предоставлены полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы на территориях одного или нескольких муниципальных образований.
В этой связи соответствующие дополнения внесены в установленные Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» порядок обращения о предоставлении социального обслуживания, порядок принятия решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании, порядок хранения индивидуальной программы.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.