1) Конституционный Суд РФ разобрался с применением норм об ответственности за непредставление в срок расчета по страховым взносам.
С 01.01.2017 вступили в силу поправки к НК РФ, связанные с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. В частности, в кодекс было включено положение об ответственности за непредставление в срок расчета по страховым взносам в налоговый орган по месту учета.
Ранее ответственность за непредставление в срок такого расчета устанавливалась Законом о страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС, который с 01.01.2017 утратил силу. Конституционный Суд РФ постановил, что с 01.01.2017 норма данного закона, предусматривавшая такую ответственность, может применяться к деяниям, совершенным до этой даты, только в одном случае.
А именно: если с учетом фактических обстоятельств дела исчисленный в соответствии с нею штраф меньше или равен штрафу, рассчитанному на основе положений НК РФ об ответственности за подобное нарушение.
В иных случаях к соответствующим деяниям должны применяться положения НК РФ.
2) Информация Федеральной налоговой службы от 11 января 2018 г. «Расчеты по страховым взносам за 2017 год необходимо сдать до 30 января»
Сообщается, что до 30 января 2018 г. необходимо сдать расчеты по страховым взносам за 2017 г. В противном случае работодателям грозит штраф.
Расчеты принимаются территориальными налоговыми органами.
При этом с 1 января 2018 г. расширился перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным.
При заполнении расчета (уточненного расчета) по страховым взносам необходимо соблюдать требования, установленные контролями показателей расчета при приеме (доведены письмом ФНС России от 29.12.2017 N ГД-4-11/27043@).
Во избежание ошибок в расчетах плательщикам рекомендуется использовать программу автоматизации процесса подготовки документов налоговой и бухгалтерской отчетности, расчета по страховым взносам «Налогоплательщик ЮЛ» и программу проверки файлов на соответствие форматам представления в электронном виде налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности TESTER.
По Закону о службе в органах внутренних дел (ОВД) контракт о ее прохождении подлежит расторжению, а сотрудник увольнению в т. ч. в связи с невозможностью перевода или отказом от перевода на иную должность (за некоторыми исключениями).
Конституционный Суд РФ постановил, что данное основание расторжения контракта не может применяться по инициативе работодателя (или уполномоченного руководителя) в отношении одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет.
Речь идет о ситуации, когда в процессе осуществления организационно-штатных мероприятий и сокращения замещаемой ею должности она отказывается от перевода на иную вакантную должность.
Именно в этом состоит конституционно-правовой смысл данной нормы применительно к указанному случаю, в связи с чем она не противоречит Конституции РФ.
4) Постановление Конституционного Суда РФ от 11 января 2018 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 81.1 и пункта 3.1 части второй статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Синклит» .
Конституционный Суд РФ проверил нормы УПК РФ, на основании которых в досудебном производстве по уголовным делам об экономических преступлениях решается вопрос об изъятии, приобщении к материалам дела и удержании некоторых предметов в режиме хранения вещественных доказательств.
Имеются в виду объекты, используемые для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг при осуществлении предпринимательства. Речь идет о предметах, принадлежащих на законных основаниях тем, кто не является подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия (юрлицам, которые не контролируются подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия).
В итоге был выявлен конституционно-правовой смысл этих норм.
Суть в том, что при решении указанного вопроса данные вещественные доказательства не должны изыматься у собственников или владельцев, если обеспечение их сохранности и проведение с ними необходимых следственных действий, а равно предотвращение их использования для совершения преступлений не требуют такого изъятия. А после проведения следственных действий, потребовавших изъятия, предметы незамедлительно возвращаются собственнику или владельцу на ответственное хранение.
С 1 января 2019 г. торги будут проводиться только в электронной форме.
Введена новая статья, посвященная регистрации участников закупок в единой информационной системе и их аккредитации на электронных площадках. Предусмотрено ведение единого реестра участников закупок.
Закреплен особый порядок финансового обеспечения заявок для ряда конкурсных процедур. Средства обеспечения размещаются на спецсчетах в уполномоченных банках.
Правительству РФ предписано установить порядок фиксации, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке.
Изменены размеры обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе.
С 1 июля 2018 г. участники закупок должны будут применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей.
Подробно регламентированы электронные процедуры проведения торгов.
Закон вступает в силу с 1 июля 2018 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
6) Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 502-ФЗ «О внесении изменений в статью 360 Трудового кодекса Российской Федерации»
Дополнен перечень оснований для проведения государственными инспекторами труда внеплановой проверки работодателей.
Внеплановую проверку можно проводить при поступлении обращений и заявлений граждан, ИП, юрлиц, информации от органов госвласти и местного самоуправления, профсоюзов, из СМИ о фактах уклонения от оформления трудового договора, его ненадлежащего оформления или его подмены заключением гражданско-правового договора. Причем проверку по этому основанию будут проводить незамедлительно с извещением органа прокуратуры, а работодателя не будут предварительно уведомлять о такой проверке.
7) Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 501-ФЗ «О внесении изменений в статьи 205 и 207 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Усилена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.
Так, увеличен размер штрафа за данное деяние, если оно совершено из хулиганских побуждений. При этом наказание в виде лишения свободы не применяется.
В то же время усилена ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма в отношении объектов социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, отдыха и досуга, сферы услуг, спортивно-оздоровительных учреждений, пассажирского транспорта, учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, и пр.), а также если данное деяние совершено для дестабилизации деятельности органов власти. В последнем случае в качестве наказания предусматривается в числе прочего лишение свободы на срок от 6 до 8 лет. Если указанные деяния повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, то срок лишения лишения свободы может составить от 8 до 10 лет. Кроме того, уточнена объективная сторона такого преступления, как террористический акт.
8) Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 500-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам, связанным с зачислением денежных взысканий (штрафов) в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации».
Предусмотрено, что если лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде штрафа, то в справке к обвинительному заключению, акту, постановлению приводится информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы штрафа, предусмотренными законодательством о национальной платежной системе.
Также она должна указываться в резолютивной части приговора. Копия данной части при этом направляется в госорган, являющийся администратором доходов федерального бюджета.
Закон направлен на пресечение посреднической деятельности по оформлению незаконно находящимся в России иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешительных документов на пребывание (проживание) в нашей стране. Увеличены суммы штрафов за предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в нашей стране с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда. Так, для граждан максимальный размер штрафа возрос с 4 до 5 тыс. руб. Для должностных лиц штраф варьируется в пределах от 35 до 50 тыс. руб. (ранее — от 25 до 30 тыс. руб.), для организаций — от 400 до 500 тыс. руб. (прежде — от 250 до 300 тыс. руб.).
10) Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 494-ФЗ «О внесении изменения в статью 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации».
Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные сбыт или пересылка растений либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, наказываются лишением свободы на срок от 4 до 8 лет с ограничением свободы на срок до 1 года либо без такового.
При этом в некоторых случаях сбыт наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года либо без такового.
В частности, речь идет о сбыте в СИЗО, исправительном учреждении, административном здании, сооружении административного назначения, образовательной организации, на объектах спорта, ж/д, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, в общественном транспорте либо помещениях, используемых для развлечений или досуга.
Поправками сюда же отнесен сбыт на территории воинской части.
11) Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 488-ФЗ «О внесении изменения в статью 103 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Расширен перечень лиц, которые не могут быть выселены из общежитий и служебных жилых помещений без предоставления другого жилья.
Запрет на такое выселение теперь распространяется также на семьи с детьми-инвалидами, инвалидами с детства.
Внесены изменения в ЖК РФ и некоторые законодательные акты.
Так, уточнена сфера жилищного надзора (контроля). Решено проверять в т. ч. соблюдение требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и процедуры изменения размера платы за содержание жилого помещения, порядка оказания, приостановки и ограничения коммунальных услуг. Скорректирован перечень оснований для проведения внеплановых проверок. Участники долевого строительства, обладающие документом о передаче объекта, вправе участвовать в общем собрании собственников многоквартирного дома. Определены условия.
Пересмотрен порядок принятия решения общего собрания.
Закреплены дополнительные особенности выбора способа управления многоквартирным домом жилищным кооперативом, ТСЖ. Ряд поправок касается нарушения порядка расчета платы за оказание коммунальных услуг.
Так, управляющая организация, ТСЖ, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребкооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере 50% процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить (за исключением отдельных случаев).
Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.
13) Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 469-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
Введена ответственность за злоупотребление полномочиями при выполнении гособоронзаказа. Решено наказывать лиц, реализующих управленческие функции в коммерческой или иной организации. Также предусмотрена ответственность за деяния, совершенные организованной группой; повлекшие тяжкие последствия. Предварительное следствие будет производиться Следственным комитетом РФ.
Также будут наказывать за злоупотребление должностными полномочиями при выполнении гособоронзаказа. В данном случае предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего преступления.
14) Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 468-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
В УПК РФ предусмотрена отдельная норма по распоряжению животными, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания. Определены способы распоряжения таким видом вещественных доказательств.
Животных будут передавать на хранение или, если это возможно без ущерба для доказывания, возвращать законному владельцу.
Когда такое распоряжение невозможно, животных будут безвозмездно передавать для содержания и разведения. И только если невозможно и это, животных будут передавать для реализации.
Напомним, что ранее была предусмотрена лишь возможность передачи животных, которые признаны вещдоками по уголовному делу, для целей реализации либо уничтожения. При этом не достигалась основная цель — сохранение объектов животного мира. Именно этим обусловлены внесенные изменения.
Установлено, что животные, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, которые являются вещдоками и которые на день вступления в силу изменений находятся на реализации, могут быть переданы безвозмездно для содержания и разведения.
15) Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 467-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей».
Установлено, что по ходатайству обвиняемого некоторые уголовные дела рассматриваются судом первой инстанции в составе судьи районного суда, гарнизонного военного суда и коллегии из 6 присяжных заседателей.
В перечень дел входят убийства с отягчающими обстоятельствами; производство, сбыт или пересылка наркотиков в особо крупном размере; контрабанда наркотиков с отягчающими обстоятельствами; пиратство; посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа; геноцид, по которым в качестве наиболее строгого вида наказания не могут быть назначены пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Также это неквалифицированное убийство и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (кроме дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними).
Пересмотрен перечень дел, подсудных верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружному (флотскому) военному суду.
Указанные изменения вступают в силу с 01.06.2018.
16) Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования отнесено к исключительной компетенции местных представительных органов. Правила должны содержать требования к благоустройству, его элементам, перечень мероприятий, порядок и периодичность их проведения. Региональными законами могут предусматриваться иные вопросы, регулируемые правилами, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей муниципальных образований. Правила благоустройства в городах федерального значения утверждаются в соответствии с их законами.
В ГрК РФ определены понятия «благоустройство территории», «прилегающая территория», «элементы благоустройства». Закреплено, что ответственное за эксплуатацию здания, сооружения лицо обязано участвовать (в т. ч. финансово) в содержании прилегающих территорий (кроме законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в соответствии с местными правилами благоустройства.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме положений, для которых установлен иной срок.
17) Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 462-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилым помещениям в многоквартирных домах».
Приняты поправки к ЖК РФ, согласно которым правительственные требования к жилым помещениям должны включать в т. ч. требования по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Установлено, что конструкции и/или иное оборудование для беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме принадлежат собственникам помещений на праве общей долевой собственности.
Приспосабливать общее имущество для инвалидов без решения общего собрания собственников можно, только если их денежные средства для этого не привлекаются.
18) Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 445-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования мер противодействия терроризму»
Усилена уголовная ответственность за склонение, вербовку и (или) иное вовлечение лица в совершение преступлений террористической направленности, а также за вооружение или подготовку лица в целях совершения таких преступлений, за финансирование терроризма.
За указанные деяния предусмотрена санкция в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере от 300 до 700 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 лет либо без такового, либо на пожизненный срок.
Ранее указанные преступления карались лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового.
Кроме того, к уголовной ответственности теперь будут привлекать не только за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и публичное оправдание терроризма, но и за его пропаганду. Под последней понимается распространение материалов и (или) информации, направленных на формирование у лица идеологии терроризма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления террористической деятельности. Поправками введено более строгое наказание и за ряд других преступлений террористической направленности.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.