Изменения законодательства об антитеррористической защищенности торговых объектов
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2021 № 388 «О внесении изменений в требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)», вступившим в законную силу 25.03.2021, уточнены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий).
Установлена обязанность определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации критериев включения (исключения) торговых объектов (территорий) в перечень торговых объектов (территорий), расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации и подлежащих категорированию.
Исключено ранее действующее положение о необходимости самостоятельного определения правообладателями торговых объектов содержания и порядка обеспечения антитеррористической защищенности объектов, не включенных в соответствующий перечень.
Предусмотрено, что торговые объекты (территории), включенные в перечень и не соответствующие ни одной из категорий торговых объектов (территорий), подлежат исключению из перечня.
Подделка документов на лекарственные средства, медицинские изделия является преступлением
Статьей 327.2 Уголовного кодекса РФ прописана ответственность за подделку документов на лекарственные средства, медицинские изделия.
Изготовление в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных документов на лекарственные средства или медицинские изделия (регистрационного удостоверения, сертификата или декларации о соответствии, инструкции по применению лекарственного препарата или нормативной, технической и эксплуатационной документации производителя, изготовителя медицинского изделия), а также заведомо поддельной упаковки лекарственного препарата наказываются штрафом в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет.
За совершение указанных деяний организованной группой предусмотрено более суровое наказание – лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Упрощен доступ к рефинансированию ипотеки для получателей материнского капитала
Семьям с детьми станет проще рефинансировать ипотечные кредиты, взятые с помощью материнского капитала. Необходимые для этого изменения внесены постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 603 в правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий.
Изменения, в частности, коснулись порядка оформления права собственности на жильё, купленное за счёт ипотечного кредита. По прежним правилам, в течение 6 месяцев после погашения ипотеки с помощью нового кредита заёмщик был обязан оформить на детей право собственности на долю в квартире. Таким образом, рефинансирующий банк получал в залог квартиру, собственниками которой в том числе являлись несовершеннолетние граждане. И если заёмщик, к примеру, перестал бы выплачивать кредит, банку было бы непросто обратить взыскание на заложенную недвижимость. Из-за таких рисков многие банки неохотно соглашались на рефинансирование ипотеки с материнским капиталом, а граждане с большим трудом могли переоформить кредит под более низкий процент.
Теперь семьи смогут оформлять квартиру на детей после полного погашения кредита у банка, рефинансировавшего ипотеку. Это позволит защитить права получателей материнского капитала и обеспечит их доступом к рефинансированию наравне с другими гражданами, взявшими ипотеку.
Упрощен порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства
Постановлением Правительства РФ от 17.05.2021 № 744 внесены изменения в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Так, предусмотрена возможность представления гражданами заявления о регистрации в любой орган регистрационного учета в пределах муниципального района, городского округа по выбору гражданина, а для городов федерального значения — в любой орган регистрационного учета в пределах города по выбору гражданина.
Также, в частности, по желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета (при подаче заявления о регистрации по месту пребывания через портал госуслуг). По желанию законного представителя свидетельство о регистрации по месту жительства гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту жительства, либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица органа регистрационного учета, в личный кабинет законного представителя на портале госуслуг.
Кроме того, сокращены сроки определенных регистрационных действий.
Постановление вступает в силу с 1 июля 2022 г., за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 июля 2021 г.
Конституционный Суд РФ признал неконституционными отдельные нормы федерального законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.05.2021 № 19-П КС РФ признаны неконституционными нормы о возможности признания совокупности актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, одним несогласованным публичным мероприятием и о привлечении за это к ответственности.
Заявительница оспаривала конституционность следующих законоположений:
части 1.1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020 № 497-ФЗ);
части 2 статьи 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования», которая устанавливает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
По мнению заявительницы, оспариваемые законоположения не соответствуют Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют признавать одиночные пикеты, проводимые различными лицами в одном месте, но в разное время, единым публичным мероприятием, требующим предварительной подачи уведомления, вследствие чего допускают привлечение к административной ответственности за нарушение установленного порядка организации такого публичного мероприятия.
Заявительница была признана судом виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.
Конституционный Суд РФ признал взаимосвязанные положения части 1.1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2020 № 497-ФЗ) и части 2 статьи 20.2 КоАП РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они по смыслу, приданному им судебным толкованием в решениях по конкретному делу, допускают возможность признания совокупности актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, одним публичным мероприятием в случае, когда такие акты пикетирования организуются одним и тем же лицом и осуществляются в течение нескольких дней посредством ежедневного участия в них не более одного гражданина, и привлечения их организатора к административной ответственности за проведение такого пикетирования без подачи в установленном порядке уведомления.