В последнее время в СМИ появился ряд заявлений об отсутствии чековой ленты на рынке. Такие публикации привели к тому, что отдельные предприниматели фактически прекратили фиксировать расчеты в кассах и оформлять чеки. Защита интересов потребителей и добросовестного бизнеса от недобросовестной конкуренции — одна из основных целей проведенной кассовой реформы.
Проведенное исследование рынка чековой ленты показало, что в настоящее время все регионы обеспечены чековой лентой в требуемых объемах, и каких-либо оснований для возникновения ее дефицита нет.
Пользователь контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении расчета обязан выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе и (или) направить его покупателю в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленный покупателем до момента осуществления расчета (пункт 2 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Так как чековой ленты на рынке достаточно, ее отсутствие у конкретного пользователя онлайн-кассы и невыдача им кассовых чеков покупателям не могут считаться объективными обстоятельствами, свидетельствующими об отсутствии вины. Такие злоупотребления будут рассматриваться ФНС России как нарушение законодательства о применении ККТ.
Чтобы уменьшить расход чековой ленты, пользователи контрольно-кассовой техники могут рассчитываться со своими покупателями, не выдавая бумажные кассовые чеки. Для этого необходимо согласие клиента на формирование чека только в электронной форме, который направляется ему на номер телефона или адрес электронной почты. Такое согласие можно получить вместе с номером телефона клиента или адресом его электронной почты при предварительном заказе или бронировании товара, при получении карты покупателя, а также при реализации иных мер стимулирования спроса.
Для получения кассовых чеков в электронной форме граждане могут использовать и сервис ФНС России «Мои чеки онлайн». Для этого нужно, чтобы в чеке был указан номер телефона покупателя или адрес его электронной почты.