С сегодняшнего дня вступают в законную силу изменения Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости, которые были внесены Федеральным законом от 30.12.2021 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как именно законодательные новшества коснутся собственников недвижимости, рассказал руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов в ходе брифинга, который состоялся в ведомстве 28 июня.
Что изменится?
С указанной даты исключается подача в Росреестр документов для осуществления учетно-регистрационных действий с недвижимостью и их получение почтовым отправлением. В Тверской области такой способ подачи документов не пользовался спросом у заявителей, особенно в последнее время, когда значительно выросло число обращений за услугами ведомства в электронном виде.
Кроме того, с 29 июня меняется сам порядок действий МФЦ при получении заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов.
Ранее при обращении заявителя в МФЦ бумажные документы направлялись в Росреестр, а после проведения процедуры государственной регистрации прав или постановки объекта недвижимости на кадастровый учет, возвращались в МФЦ и передавались заявителю.
С сегодняшнего дня при подаче в МФЦ документы на бумажных носителях будут переводиться в электронную форму, заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью сотрудника МФЦ и затем направляться в электронном виде по защищенным цифровым каналам в Управление Росреестра по Тверской области. Причем созданные электронные образы документов будут иметь ту же юридическую силу, что и документы на бумажном носителе. Бумажные документы будут возвращаться заявителю по результатам предоставления государственной услуги. Исключением останутся лишь документарные закладные.
Руководитель Управления Росреестра по Тверской области Николай Фролов: «Данные изменения связаны с реализацией проекта «Стоп-бумага», предусматривающего исключение затрат на физическую доставку документов и сокращение количества документов, подлежащих хранению. Переход к электронным документам и оцифровка архивов позволят ускорить процесс регистрации сделок, в сжатые сроки обеспечить экстерриториальную регистрацию, а также высвободить площади, занимаемые бумажными архивами. В большей степени изменения касаются межведомственного взаимодействия Росреестра и МФЦ. Гражданам не следует беспокоиться и ожидать каких-либо кардинальных изменений. Процедура кадастрового учета и регистрации прав на объекты недвижимости для них останется прежней».
Важно!
Поскольку с 29 июня документы не будут поступать в Росреестр на бумажном носителе, упраздняются положения закона №218-ФЗ об удостоверении проведения государственной регистрации и кадастрового учёта штампом. Это означает, что штампов на документах не будет.
Теперь любые учетно-регистрационные действия (переход права, внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости, регистрация ипотеки) будут удостоверяться выпиской из Единого государственного реестра недвижимости без совершения специальной регистрационной надписи на правоустанавливающем документе (договоре купли-продажи, дарения, мены, договоре долевого участия в строительстве, договоре аренды).
Кроме того, внесенными законодательными изменениями установлены два случая, при которых в приёме заявления о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в МФЦ должно быть отказано непосредственно в момент их подачи. Во-первых, если не установлена личность обратившегося лица, в том числе не предъявлен документ, удостоверяющий личность такого лица или истёк срок действия такого документа. Во-вторых, если визуально, без использования технических средств выявлено, что представленные заявителем на бумажном носителе документы исполнены карандашом, имеют подчистки либо приписки, зачёркнутые слова и иные исправления, которые не позволяют прочитать текст документов и однозначно истолковать их содержание.